По мотивам одного разговора. Рассуждения отечественных «геополитиков» всех мастей на тему «Эрдоган ест детей» и «Турция дорого заплатит» — просто убыточны.
Объяснения на тему ситуативного «нового расклада сил» имеют больше прав на жизнь, за вычетом рассуждений «геополитиков» (не всех) на привычную уже тему «виновности Вашингтона» (кажется, даже в землетрясении где-нибудь в Индонезии эти люди легко обнаружат «американский след» и стремление Госдепа поставить Россию на колени).
Много здравого уже сказали, потому телеграфно: в НАТО явно не ждали и прямой поддержки Турции не оказывают, европейские лидеры неприятно удивлены, с турецким руководством очень дурную шутку сыграл постимперский синдром и «пантюркизм» и «неоосманизм» нынешней правящей партии и ее электората и так далее. Повторюсь — все это здраво, за вычетом отмороженных заявлений отдельных безумцев из телевизора.
Не учитывается или учитывается в таких обсуждениях слабо фактор внутриполитической логики коллективного Эрдогана, конфликт и его последствия сводятся преимущественно к вопросам внешнеполитическим, меж тем как «своя рубашка» для большинства политиков существенно ближе к их же телу.
Тут тоже телеграфно. Я не специалист по Турции, мои знания отрывочны, а выводы могут быть в частностях или даже целиком не верны. Меж тем, мотивация собственно Эрдогана крайне важна хотя бы для реагирования на его заявления без ненужной и вредной истерики.
По ситуации в развитии: Конечно, он не ест детей — он не первый год в политике.
Несколько лет назад Эрдоган с его приближенными провели блестящую операцию по нейтрализации значительной части генералитета, по традиции светских кемалистов. Прекрасные были заголовки, помнится, про «заговор тупиц». Это, как мне вроде бы говорили, позволило ему провести некоторое количество своих людей на ключевые посты, переформатировать «Высший совет» (или как там он называется, забыл уже), слегка подрехтовать суды и так далее.
Нейтрализация военных, казалось, позволила исламистам и Эрдогану лично практически взять под полный контроль внутриполитическую ситуацию. На что ему прилетел ответ и от теряющих позиции кемалистов, и от ситуативных попутчиков кемалистов в лице леваков и стамбульской молодежи на площади Таксим.
По текущей ситуации: Ситуация сегодня во многом не является более определенной, чем тогда, рейтинги Эрдогана и его партии не то чтобы супернадежны. Кемалисты атакуют власти по вопросу коррупции (скандалы уже касались членов кабинета Эрдогана и по сути его семьи), в этом они находят отклик у общества и даже ультраисламистов, которым Эрдоган тоже не нравится за излишний либерализм.
По «с ума сошел, Турция потеряет». Что она там потеряет — вопрос, но более важный — что теряет Эрдоган? Как представляется в текущий момент не так уж много, если вообще не приобретает в результате. Если заморозка отношений ненадолго, то можно успеть разрулить даже до следующего туристического сезона. Не получится — тоже неплохо — население прибрежных туристических провинций настроено против Эрдогана — если они будут голодать, свалят за границу или в «родной аул», Эрдогану станет никак не хуже, с большой вероятностью — лучше. А вот угроза военного конфликта позволяет отыграть тему «в кольце врагов», удовлетворить военных и провести в руководство армии (тут я совсем фантазирую) новых генералов из числа молодых офицеров — уже исламистов.
Ну и «вместе еб…нуть по Тбилиси», как говорил незабвенный ВВЖ. В смысле не по Тбилиси, конечно, а по курдам. Никто, конечно, не может сказать, как оно там повернется, но окно возможностей перед персонально Эрдоганом, как мне кажется, ничуть не уже, чем перед персонально Владимиром Путиным.