26 апреля, пятница

О новой жизни политконсалтинга

10 мая 2015 / 12:41
GR-специалист

Политический консалтинг, включающий в себя и политическое консультирование и управление избирательными кампаниями, переживает сегодня в России свое второе рождение.

Вчера с Женей Минченко и Игорем Минтусовым посетил ‪#‎ночьпослевыборов‬. Спасибо, ребятам — организаторам за приглашение!

Это печатный текст, подготовленный мною для выступления. Он отличается от реально прозвучавшего, всегда так случается исходя из контекста происходившего на форуме до твоего выступления. Смайлик «smile» Но, в целом, тезисы те же. Смайлик «smile»

Я уже давно не специализируюсь на проведении избирательных кампаний. Последнее время работы в бизнес — компании я больше находился на стороне заказчика.

Политический консалтинг, включающий в себя и политическое консультирование и управление избирательными кампаниями, переживает сегодня в России свое второе рождение. Почти 8 лет мы жили в системе монополитического управления, многие ушли из профессии, многие потеряли компетенции. Но, сегодня открывается окно возможностей и потребность вновь растет.
На мой взгляд, на таком своеобразном старте надо разобраться с реальными функционалом, который приходится реализовывать и терминами, и отделить, кто является политтехнологом, кто политконсультантом, а кто специалистом по проведению избирательных компаний. На первый взгляд, все просто.

Политтехнолог участвует в стратегическом планировании и управлении: определении целей, управление ресурсами, управление повесткой.

Политконсультант консультирует политическую группу управления по вопросам стратегического планирования и оперативного управления.

За специалистами по проведению избирательных компаний — оперативное управление процессами.
Так получилось, что заморозка сетевого политического управления, централизации управления повестками не только выбросила часть специалистов из профессии, но и породила вполне прогнозируемые последствия, в первую очередь, в регионах.

В чем проблема управления нашими политическими процессами в регионах? Это некомпетентность людей, взявших на себя функционал политтехнолога. Это зачастую случайные люди, подобранные по принципу личной лояльности губернатору или мэру или кандидату на их должности. Специалисты по проведению избирательных компаний, приезжая регион, сталкиваются, в первую очередь, с этими людьми и тем, что вопросы ресурсов и повестки не проработаны, так как записные политтехнологи считают, что «все им должны». Но, имитация политического процесса не означает, что реальные противоречия в регионах исчезли! Что в итоге? Финансирование, группы поддержки, каналы коммуникации проработаны на первичном уровне, но не переведены в плановый процесс, а самое главное не определена повестка, а значит, что программа декларативна и идеология размыта. Когда цель — не продвижение идеологии, а сохранение места и оглядка на позицию Кремля, и даже не партийного руководства, то и логика управления кампанией меняется, исчезает целостность и приходит время манипулирования, использования суррогатов, ухищрений и обманов. Я не упрекаю своих коллег, я сам был таким же, меня также нанимали за деньги, но важно понимать кто ты в такой парадигме кампании, с такими заказчиками.

Почему я это обсуждаю сегодня? Потому, что на мой взгляд ситуация меняется, эти выборы в Государственную Думу потребуют децентрализации управления.
Но, готовы ли и мы и политические кураторы в регионах к этому? Конечно, это вопрос развития политической культуры у нас в России, но и в то же время это вопрос открытого обсуждения в профессиональном сообществе.

Оставлю в стороне вопрос с ресурсами — с ними мы научились работать и быстро восполнять их.
Ключевой вопрос — Повестка. Это будут необычные выборы с двух точек зрения:
во — первых, федеральную повестку фактически будет диктовать плебисцит доверия Президенту из — за событий двух предшествующих лет (Крым, санкции, Украина, Сирия, экономическая ситуация в стране);

во — вторых, смешанная система выборов 225 одномандатных округов и партийные списки (еще 225 мандатов).

Лейтмотив повестки внешнеполитической — патриотический. И тут все системные партии, очевидно, сойдутся в поддержке действий Президента.

Лейтмотив повестки внутренней — экономическое положение в стране. Можно спрогнозировать, что ЕР будет за Правительство, все остальные — против.

Повестка одномандатников — как всегда, более приближенная к бытовым проблемам избирателей.
Роль бизнес — компаний? Не хочу писать об этом, но устно высказался и тезис изложен коллегой в преамбуле.

Первый вопрос всей кампании: позиционирование ВВП. Ответ на поверхности: он — Президент всех россиян. Очевидно, ВВП окажет поддержку лично ДАМ, а через него и ЕР, но личного прямого участия в агитации может не принять.

Чего можно ожидать от Правительства в силу того, что премьер будет возглавлять партийную кампанию ЕР?

Бюджетный приоритет — социальным расходам.
Контроль рынка труда, недопущение роста безработицы.
Недопущение локальных конфлитных ситуаций, связанных с производственными предприятиями, независимо от форм собственности.
Контроль государственных закупок.
Сокращение производственных расходов в госкомпаниях.
Активная, показная антикоррупционная кампания.
Поддержание курса рубля.
Сдерживание роста тарифов.

Есть предположение, что ролевая функция Госдумы будет меняться. Какой она будет? Срок её полномочий уходит за кризисный 18 год. Ближе к истине ответ, что ГД более активной, ближе в ролевой модели описанной в Конституции.

Нет иллюзий, что будет обновляться кадровый состав. Бизнес — сообщество думает, что Председателем ГД останется Нарышкин. Но вот очередной вопрос: кто будет рекрутировать кандидатов?

В партийный список ЕР: очевидно, что будет некий кадровый комитет с сильным влиянием ДАМ и АП. Явно просматривается квота от ОНФ (АП и силовики, вернее наоборот). А вот с одномандатными округами ситуация будет сложнее и, на мой взгляд, роль силовиков здесь будет гораздо больше всех остальных. Когда я говорю «силовики», то не имею в виду только кандидатов — силовиков, а именно кандидатов, рекрутированых силовиками. Кто они в нынешней жизни важно, но ключевой критерий отбора — это лояльность ВВП, курсу силовиков и общий патриотизм.

Роль губернаторов в качестве рекрутеров будет резко снижена, но ответственность на них будет возложена. История с Гайзером имеет и такой эффект, многие будут работать не за бонусы, а за спокойную личную жизнь.

Кандидаты от бизнес — групп будут рекрутированы только, если группа государственная, частные бизнес — компании будут нести финансовую и организационную нагрузку, но никакого влияния на списки не будут иметь. Могут быть разыграны варианты с делегированием кандидатов — силовиков от частных бизнес — групп, но это будет всего лишь имитация. А вот чего можно ожидать, так это скрытых консолидаций Газпрома против Роснефти.

Открытым вопросом остается и участие прозападной оппозиции. Будет ли это инерционный сценарий с уже знакомыми лицами или будет апгрейд. Если да, то на кого?

Вернусь к теме повестки выборов. Ключевая сложность, помимо некомпетентности региональных кураторов в регионах — это, конечно, разрыв повесток. Общефедеральной партийной и у одномандатников. На консолидацию единой позиции по внешнеполитическим вопросам и доверию Президента будет работать федеральная СМИ — машина, и возможности этой же машины будут использованы, как для поддержки, так и для критики Правительства. Плюс сильная регионализация выборов у одномандатников, повестка которых точно сильно приземлится и будет носить социально — бытовой характер. То есть, весь негативный эффект недовольства падением уровня жизни, страхи за будущее, локальные обиды за сокращения рабочих мест и зарплат отыграется на кандидатах от ЕР в одномандатных округах. Это парадокс, но так будет, если не работать с этим риском. Выход для ЕР — это делегирование в одномандатные округа кандидатов, которые смогут объяснить почему внешнеполитические решения хороши в бытовом экономическом разрезе для каждого простого гражданина РФ. Решаемая ли эта задача? Да, но с колоссальными усилиями. Это и создает хорошие возможности, для системных оппозиционных партий. И пока можно ожидать увеличение их представительства в ГД и неожиданные результаты в одномандатных округах. Что в итоге? Общая численность депутатов во фракции ЕР может снизиться, что затруднит избрание ДАМ на пост премьера и поставит вопрос о его вариантах продолжения карьеры. Из того, что я вижу, то он прекрасно понимает эти риски и начинает с ними работать.

Децентрализация управления такой избирательной кампанией — это новая задача для политических кураторов. В чем она похожа по сложности на выборы в 1996 году. Тогда справились. #ночьпослевыборов

Источник


тэги
читайте также