По всей видимости, дело в том, что премьер Джуканович и его окружение - а именно они играют главную роль в черногорской политике — считают присоединение к альянсу неким знаком качества. По их мнению, это должно направить в страну дополнительные инвестиции и вообще сделать её более привлекательной для Запада.
Вступление в НАТО как разновидность карго-культа. Пожалуй, именно так можно охарактеризовать навязчивое желание властей Черногории присоединиться к альянсу. Для экономики балканского государства лишние военные траты могут стать непомерным, да и попросту ненужным бременем. Так зачем же в Подгорице столь настойчиво стремятся в НАТО, несмотря на протесты собственного населения?
По всей видимости, дело в том, что премьер Джуканович и его окружение — а именно они играют главную роль в черногорской политике — считают присоединение к альянсу неким знаком качества. По их мнению, это должно направить в страну дополнительные инвестиции и вообще сделать её более привлекательной для Запада. Примерно так же коренные жители Америки и Азии некогда с восхищением воспринимали колонизаторов и всячески стремились сотрудничать с ними. Чем всё это закончилось, мы прекрасно знаем из уроков истории.
Да что далеко ходить? Достаточно вспомнить последствия натовской экспансии в Югославию. Страны балканского региона до сих пор не отошли от последствий братоубийственной войны, развязанной именно с подачи альянса. Поэтому неудивительно, что жители Черногории не горят желанием интегрироваться с организацией, ответственной за гибель многих соотечественников и жителей соседних государств. В Подгорице недавно проходили массовые демонстрации против вступления страны в НАТО. Однако недовольство граждан не повлияло на решение властей. По их мнению, грядущие экономические выгоды того стоят.
Не хочется их разочаровывать, но никаких выгод не будет. Про непомерные затраты на оборонку я уже написал выше. А в случае более плотной экономической интеграции, на которую так надеется Джуканович, страну ждёт полный спектр неолиберальных преобразований. От передела собственности до преобразования рынка под нужды более развитых государств. С печальным исходом для местных производителей и бизнесменов. И в полном соответствии с исповедуемой НАТО доктриной неоколониализма.