Нужна ревизия управленческого аппарата в социальной сфере.
Значительная часть социальных обязательств сфокусирована на уровне региональных бюджетов и соответственно ситуация разнится от региона к региону в зависимости от уровня наполняемости бюджетов. Профицитный бюджет Москвы трудно сравнивать с дефицитными бюджетами кавказских республик или Ивановской области. Нужны системные решения с точки зрения наполняемости, но есть и субъективные причины двух уровней – федерального и регионального.
Проблема связана с повышением эффективности систем управления в различных сферах. Например, зачастую федеральные и региональные программы решали одни и те же задачи и эффективность от этого страдала. Жесткая отчетность, которой требует президент и является условием повышения эффективности.
Это же немыслимое дело, что «майские указы» президента до сих пор неподкреплены нормативно-правовыми документами и подзаконными актами. Нужно ускорить работу министерств и ведомств. На мой взгляд именно субъективные причины не позволили реализовать майские указы в полной мере. Внешняя конъюнктура тут может служить лишь предлогом. Только за счет повышения эффективности государственного управления можно высвободить необходимые денежные средства. Это вопрос профессионализма и запрос на высокий уровень профессионализма сформировался и его зафиксировал президент.
Основная часть проблем находится на уровне исполнительной власти и не требует дополнительных законотворческих усилий. Нужна ревизия управленческого аппарата в социальной сфере.
Большинство чиновников привыкли работать по старинке – упереться в «нехватку денег» и симулировать работу по исполнению поручений. Трагедия заключается не в том, что майские указы никто не исполняет, а в том, что все делают вид, что исполняют. Этот подход полностью дискредитирует идею майских указов, его нужно срочно исправлять.