Назначено голосование по одобрению изменений и дополнений Конституции РФ, где предлагается записать, что «дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России», и «государство создает условия, способствующие всестороннему духовному нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей».
Надо отметить, что вернейшим способом такое всестороннее развитие достигается с помощью продуманной государственной политики и серьезного обучения российских детей литературе и языку «государствообразующего народа, входящего в многонациональный союз равноправных народов Российской Федерации».
Богатство языка – это и качества мышления индивида, и уровень развития цивилизации, что убедительно показали исследователи античного мира. Известно, что цивилизация Древней Греции вышла на мировую арену на две тысячи лет позднее египтян или шумеров. Но за несколько столетий греки обогнали "варварский мир" по всем направлениям: в философии, науке и технике, военном деле, мореплавании, торговле, юстиции, политической организации, литературе, поэзии, живописи, скульптуре, атлетизме, так что уже в эпоху эллинизма вся ойкумена подражала грекам, перенимала их обычаи и культуру. Германские филологи, изучавшие феномен быстрого возвышения греческой культуры, столкнулись со следующим фактом: греческий язык исходно был богаче, сложнее, стройнее, выразительнее и насыщеннее, чем языки большинства соседних народов. Язык - устная и письменная речь, эпическая и лирическая поэзия, проза, записки, письма, диалоги, гимны, песни, пьесы - отражал уровень развития интеллекта эллинов, обеспечивал развитие и накопление культуры в ряду поколений, давал возможности для развития ремесел и знаний, создания организованных сообществ в полисах.
Какими факторами обусловлена такая прочная связь цивилизации и языка могут каждый со своих позиций объяснить историк, лингвист, культуролог, биолог, психолог, социолог, экономист или юрист.
Нетрудно видеть, что похоже обстоит дело и с русским языком. Русский язык – сложный, гибкий, изменчивый, насыщенный оттенками, выразительный, многоплановый. По тому, как человек им владеет, можно судить о его возможностях и перспективах. Благодаря русскому языку, "великому, богатому и могучему" так высока отечественная культура и так значителен потенциал нашей науки. И это касается не только гуманитарных знаний, но и развития математики и естественных наук. Поэтому русский язык как основа нашей цивилизации является первым и важнейшим предметом российского школьного образования. Думаю, что в этом со мной согласится большинство учителей, учеников и их родителей, ученых и руководителей в системе образования. Но как его следует преподавать в средней школе?
Не первый десяток лет здесь ломаются копья, крупнейшие филологи ведут дискуссии, критикуя систему школьного образования в сфере русского языка. Очевидно, что цель преподавания языка детям, исходно говорящим и думающим на русском языке – это овладение ими навыками грамотной письменной и устной речи в соответствии с принятыми литературными нормами, научение их пониманию, анализу и созданию сложных текстов, выработка у них индивидуального стиля изложения, отражающего качество мышления и особенности личности. Орфография, синтаксис, пунктуация, фонетика играют при этом подчиненную роль лишь как способ отражения языка в письме, сам же язык живет, развивается иногда и без этого всего.
Особо критикуют лингвисты школьные учебники, доходя порой до парадоксальных утверждений, что учиться по ним «не только бесполезно, но даже вредно», что ученым «стыдно и больно их читать». Утверждается рядом специалистов, что учебники выстроены так, как будто они предназначены для обучения русских школьников родному языку «как иностранному», что учиться по ним - подменять живой язык «схоластической мертвечиной», что умный, способный и живой ребенок не может внутренне не противопоставить себя «бессмысленным, противоречивым, косноязычным, расплывчатым, устаревшим и просто неверным утверждениям», претендующим при этом на научность, на самом деле «не имеющим никакого отношения к науке о языке». Что стоит только ненужная наукообразная фонетика, которую пытаются дать русскоязычным школьникам еще в начальной школе! И это в стране, где нормы произношения в регионах отличаются: в Поволжье «окают», в европейском центре «акают», в Москве и Санкт-Петербурге традиционным предметом гордости являются отличия в звучании ряда слов, в учебнике же всем детям навязывается некая усредненная, якобы стандартная норма. Об этом тоже пишут филологи и лингвисты, озабоченные традициями, развитием и культурой языка. Говорят еще скептики, что учебники, которые непрерывно переиздаются, делаются все хуже и хуже, значительные государственные средства просто «выбрасываются на ветер», оседают на счетах «издателей- монополистов». Острота дискуссии напоминает мне развернувшуюся некогда борьбу между «мичуринской биологией» и генетиками в послевоенные годы в СССР, что является косвенным свидетельством серьезного неблагополучия.
Почему именно сегодня ситуация приобрела особую остроту и требует внимания всего общества? Актуальным поводом отчасти является научно-технический прогресс в информационной-коммуникационной сфере и в области искусственного интеллекта. Любой средней сложности и достаточно стандартный текст может быть не только технически отредактирован, но и создан «думающей машиной». В мире, где дети будут жить, формирование и редактирование текстов будет доступно с любого носителя в любую минуту на достаточно высоком уровне, как и возможности уточнить особенности употребления и произношения любого слова. Попробуйте убедить родителей в этих условиях, что они должны заставить ребенка еще в начальной школе механически «заучивать без понимания» материалы из учебников, содержащих, кроме жестких формулировок, еще и множество непонятных слов (за примерами недалеко ходить, во время вынужденной самоизоляции с этим столкнулись миллионы родителей). Многие спрашивают, зачем тратить столько усилий на изучение предмета, если именно орфография, синтаксис и пунктуация постулируются как «знание русского языка». Если сделать это критерием оценки, то скоро самым лучшим «знатоком русского языка» уже станет не человек, а крошечный кремниевый чип в мобильном «гаджете».
Сегодня у маленького русскоязычного школьника лишь самая первая задача - научиться читать, грамотно писать и правильно изъясняться, это скромные, практические, даже утилитарные цели школьного образования. Нет никакой надобности перегружать его фонетикой и прочими сомнительными «лингвистическими изысками». Это лишь самое начало пути, отправная точка.
Далее же перед учителем русского языка и литературы стоят три важнейшие задачи. Во-первых, это помочь ученику в достижении высокого уровня качества мышления на русском языке, которое выражается в стиле изложения мыслей и чувств («стиль – это сам человек»), сделать выпускника высоко дееспособным, в том числе, и в гуманитарной, и в технической сферах, и в области точных наук. Во-вторых, русский язык приводит ученика в мир и русской литературы, и переведенной зарубежной классики, открывает ему двери мировой культуры через, по выражению академика Дмитрия Лихачева, русский культурный «алгебраический код» идентичности. Так решается наиболее полно и качественно поставленная конституционным законодателем задача всестороннего духовного, нравственного, интеллектуального развития детей. В-третьих, великая русская литература больше, нежели что либо иное, призвана способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим, что предлагается в качестве конституционной его цели.
Не случайно в некоторых странах, окружающих Россию, ведется борьба за вытеснение русского языка из школьных программ и обихода, ведь пока человек говорит по-русски, он и думает по-русски, он тянется сердцем и умом к России. «Алгебраический код языка» и русская литература - квинтэссенция русской культуры, отражающая особенности русского мышления, чувств и характера, формирующие человека и гражданина. И в этом формировании важнейшую роль играет главное лицо нашей школы – учитель русского языка и литературы, которого не могут даже отчасти заменить современные технологии и не должны связывать формальные системы учета и контроля.
Очевидно, что проблема русского языка и литературы в средней школе назрела, и она требует решений на самом высоком государственном уровне.