Москва при этом не строит никаких иллюзий о пророссийской настроенности Януковича.
Самое главное для Украины - сделать рациональный и просчитанный выбор. Собственно говоря, голосовать умом призывает тот же Шувалов. Экономика Украины достаточно энергоемка, особенно в металлургии. Модернизация идет достаточно медленно. Плюс ко всему основные рынки сбыта завязаны на Российскую Федерацию, речь идет о машиностроении, металлургии, продукции трубопрокатных заводов, то же касается и основной массы продовольствия, идущего через Российскую Федерацию. Понятно, что доступ к российским рынкам – самая главная опция, которая необходима украинской экономике.
Кроме того, условием роста конкурентоспособности является снижение себестоимости. Здесь и может помочь российский газ. Особенно это важно с политической точки зрения. Напомню, что основное требование МВФ, которое пытался в рамках ассоциации пересмотреть Янукович, касалось именно роста цен на голубое топливо для предприятий ЖКХ. Это, в свою очередь, со стопроцентной вероятностью привело бы к росту цен для физических лиц, которых эти предприятия ЖКХ обеспечивают. В преддверии президентских выборов 2015 – это было бы политическим самоубийством. И с экономической и с политической точки зрения те преференции, которые обозначил Шувалов, обозначались и ранее, года два назад – по условиям интеграции Москва готова была предоставить голубое топливо и, соответственно, предоставить определенные финансовые ресурсы под конкретные обязательства, что немаловажно.
Если ранее Москва достаточно часто давала кредиты в знак добрых отношений, то теперь внешняя политика Москвы тоже становится рациональной. Украине необходимо помимо финансовой поддержки сохранять доступы к рынку. Если сравнить предложения, которые выдвигаются с двух сторон, можно увидеть, что у Украины не такое большое пространство для маневра. ЕС, как известно, отклонил предложение, связанное с дополнительным траншем МВФ, не говоря уже о кредитной линии без условий. От Украины до сих пор требуют повышения цен на голубое топливо для предприятий ЖКХ и до сих пор требуют снижения пенсионных расходов. В том, что касается доступа на европейский рынок, прорыва также не произошло. ЕС гарантировал лишь те квоты, которые предоставлены, но даже сейчас Украина не выбирает, потому что та номенклатура товаров, которая там представлена, не соответствует основному профилю экспорта Киева. Плюс ко всему соглашение предполагает действие в общем правовом поле, а, следовательно и соответствие европейским техрегламентам.
Подавляющее большинство украинских предприятий, за единичными исключениями, не имеют оборудования, которое этим регламентам соответствует. С точки зрения квотирования это фактически двойной запрет – и по квоте и по техническому состоянию. Наконец, инициативы, связанные с безвизовым режимом, либо, соответственно, с прописанием в ассоциации обязательного вступления в Европейский союз в перспективе – ничего этого европейские политики предложить не смогли, и в ближайшее время предложить не смогут.
Поэтому Шувалов просто обозначил позицию Москвы, которая более-менее известна. Украине при любом политике, будь то Янукович, Кличко, Тимошенко – кто угодно, необходимо будет принимать достаточно сложные решения.
Экономика Украины – это фактически та рамка, в которой происходит политическая борьба, и любой президент будет вынужден действовать в этих рамках.
Москва при этом не строит никаких иллюзий о пророссийской настроенности Януковича, а прежде всего, делает ставку на рациональные, экономические интересы, которые должны стать базовыми принципами преемственности украинской политики, которой в последние годы в принципе не наблюдалось. Собственно, эту позицию Шувалов, как человек, который в какой-то степени отвечает в рамках правительства и за Таможенный союз, и обозначил.