Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил в четверг, 10 ноября, данные исследования об отношении жителей России к осени.
Осенняя пора не оставляет людей равнодушными, однако чаще она вызывает негативные эмоции, чем приятные. Так, 30% опрошенных, думая об осени, вспоминают о плохой погоде и грязи, 18% — о холоде, 14% — о депрессии, апатии и т. п. Другая группа ассоциаций также связана в первую очередь с сезонными изменениями, при этом видятся они уже с позитивной стороны: багряный лес, листопад (19%), золотая пора (14%).
Каждые четверо из десяти жителей России (42%) соглашаются с тем, что в осеннее время года у людей ухудшается настроение и появляется упадок сил (среди 25-34-летних — 49%, среди 60-летних и старше — 39%), однако более половины граждан (54%) с этим не согласны. Каждый третий (34%) признался, что сам чувствует повышенную утомляемость и упадок сил в последнее время, каждого четвертого одолевает сонливость (23%), каждый пятый замечает излишнюю раздражительность (21%), резкие перепады настроения (20%).
При этом на плохой сон респонденты, как правило, не жалуются: подавляющее большинство опрошенных, характеризуя свое пробуждение в последнее время (опрос проходил в конце октября), не отмечают негативных тенденций: 49% заявляют, что после сна встают в хорошем настроении, 37% — в нейтральном, и только 9% опрошенных сетуют на подавленность. Около двух третей респондентов сообщили, что засыпают без проблем (62%) и спят крепко (62%), еще 53% просыпаются легко, и им не требуется долгой «раскачки».
Если напряжение и усталость все же настигли, то лучшим лекарством от стресса для наших сограждан является общение с родными и близкими — об этом сказали 32% респондентов. Многим также помогает кино (25%), литература (19%), музыка (18%), хобби (18%), а 17% достаточно просто побездельничать на диване.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 29–30 октября 2016 г. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1 600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.