Массивная бронзовая статуя демона теперь украшает крышу здания суда Апелляционного отдела Первого департамента Верховного суда штата Нью-Йорк.
Работа скульптора Шахзии Сикандер, она (и сопровождающая ее фигура в близлежащем парке Мэдисон-сквер) состоит из внушающей ужас химерической фигуры с бараньими рогами и щупальцами вместо рук. Но зато без одежды, за исключением воротника - отличительной детали одежды покойной судьи Верховного суда Рут Бейдер Гинзбург. Таково скульптурное выражение эпохи #MeToo, символ новых форм власти и насилия.
Страшные бронзовые изделия Сикандер, возможно, являются самыми интересными паблик-арт, появившимися за последние несколько лет. Она отказывается от навязчивых отсылок к классике - «Медузе с головой Персея» Лучано Гарбати — статуе женщины, которая держит отрубленную голову мужчины, которая была установлена в нижнем Манхэттене после суда над Вайнштейном. Вместо этого работы Сикандер опираются на вавилонскую религиозную иконографию. В частности, статуи Сикандер являются аллюзиями на барельеф Берни, «Царица ночи», который в настоящее время хранится в Британском музее. Считается, что она представляет богиню любви Иштар (тезку библейской Эстер) или, возможно, богиню земли Эрешкигаль, эта же фигура затем через «женщину со змеями» с Крита станет основой для греческой Медузы.
Мифологический рассказ о победе Персея над Медузой — это, кроме прочего, также и нарратив о том, что археологи XIX века назвали дорийским вторжением, когда микенцы вытеснили пеласгийское население Греции и включили ближневосточные верования в свой олимпийский пантеон. Иштар, которая раньше была богиней, теперь была понижена в звании до демона в соответствии с цивилизаторской миссией греческой религии в целом.
Олимпийские боги, в отличие от своих титанических предшественников, были концептуальными и репрезентативными, а не энергетическими и хтоническими. Каждое из 12 главных божеств, составлявших греческий пантеон, воплощало в себе определенный набор идей, а связывающие их мифологические истории выражали концептуальное содержание. Соответственно, богиня желания была обручена с искалеченным богом ремесла, но имела долгий роман с богом войны: здесь речь идет о концептуальном тезисе про отношения между ремеслом, войной и желанием, который, в конечном счете, является основой греческой философской мысли.
Ярким контрастом этому, как отмечает С.Х. Гук в «Вавилонской и ассирийской религии», классическая работа первопроходца-ассириолога Кнута Леонарда Таллквиста «Akkadische Götterepitheta» (1938) включает список аккадских богов, занимающий более 240 страниц, которые самой своей массой бросают вызов любым попыткам восстановить их значение: перефразируя Гегеля, тайны ассирийцев также были тайной для ассирийцев. Их значение невозможно установить, потому что они зависели от определенных политических обстоятельств и неоднозначных и порой произвольных систем правил и суеверий, которые они кодифицировали — подобно противоречивой и произвольной идеологии, которая царит сегодня на планете. Каково концептуальное значение, например, современного божества Рут Бадер Гинзбург, скажем, или божества по имени Джордж Флойд?
Подобно божеству вуду Лоа или древним мексиканским божествам, полугуманоид-полуживотное Иштар представляет собой изображение психической энергии в космосе, понятое через состязание анимистических сил, которые необходимо усмирить, в отличие от рационально познаваемого, гармоничного целого. Ее значение состоит в перенаправлении этих энергий в церемониальные и магические обряды, в отличие от философских и теологических абстракций, доступных для анализа разумом.
Все это позволяет нам рассматривать продукцию Сикандер не как прогрессивный феминистский пересмотр концепции справедливости, а как символический регресс к более примитивным силам, в частности к силе механизмов козла отпущения, проторитуала, лежащего в основе всех остальных. Как показал философ Рене Жирар, система правосудия изначально вытекает из этого механизма и его ритуализированных форм, но приручает его, подчиняя высшим теоретическим принципам. Когда нейтралитет этой системы ставится под сомнение — как это было в последние годы, не в последнюю очередь благодаря #MeToo, — из подземного мира всплывает первичный импульс к высвобождению психического насилия через жертвенное умилостивление, чтобы скитаться по свету в поисках крови.
Дениэл Миллер