Решения по оптимизации здравоохранения, которая сопровождается сокращением медучреждений и массовым увольнением медперсонала, зачастую принимаются волюнтаристским способом без учета мнения не только граждан и самих медработников, но и различных профсоюзных, экспертных организаций.
Треть регионов не исполнили поручение президента по обсуждению оптимизации здравоохранения с экспертным сообществом, а еще шесть отчитались мероприятиями ОНФ, проведенными в преддверии форума «За качественную и доступную медицину!». Эксперты рабочей группы «Социальная справедливость» Центрального штаба ОНФ предлагают в этой ситуации на законодательном уровне ввести запрет принимать подобные решения без проведения общественных слушаний, а также предусмотреть ответственность за нарушение этого правила для чиновников.
Отчет, предоставленный в сентябре 2015 г. в Контрольное управление президента органами власти регионов, описал довольно благостную картину: региональные власти активно обсуждают с медицинским сообществом свои решения по оптимизации сферы здравоохранения, проводят для этого заседания общественных советов, тематические совещания, встречи с коллективами учреждений здравоохранения, а также обеспечивают занятость и переобучение сокращенных медработников.
Однако эксперты ОНФ не досчитались в представленном докладе отчетов по 24 регионам (Белгородской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Пензенской, Рязанской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областям, Приморскому краю, Республике Ингушетия, Чукотскому автономному округу, г. Москве). А информация о том, что в Краснодарском крае в первом полугодии 2015 г. было проведено 230 совещаний по теме оптимизации медучреждений, показалась им сомнительной.
Также в докладе отмечалось, что сокращение медучреждений обсуждалось с региональными отделениями ОНФ в Оренбургской, Амурской, Ленинградской областях, республике Адыгея, г. Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе. Однако сами региональные отделения это отрицают, сообщая, что они проводили лишь мероприятия в рамках подготовки к форуму ОНФ «За качественную и доступную медицину!», где шла речь о негативных последствиях оптимизации, а планы по оптимизации не обсуждались.
Согласно данным, полученным от Центрального комитета профессионального союза работников здравоохранения РФ, только 45% региональных организаций профсоюза в той или иной мере привлекались к обсуждению вопросов, касающихся оптимизации структуры медицинских организаций. При этом данные обсуждения в большей мере касались не планов по оптимизации медицинских организаций, а результатов уже проведенной оптимизации. В процессе дискуссии 20% региональных организаций профсоюза дали отрицательную оценку проведенной оптимизации, 30% не определились с оценкой в связи с тем, что данный процесс еще не завершился или носит спорный характер, а положительно его оценили лишь 20% региональных отделений профсоюза. Из числа непосредственных участников обсуждения планов по оптимизации 20% отметили, что их мнение было учтено, 20% считают, что мнение было учтено не полностью, а в 13% случаев мнение полностью не учитывалось. Национальная медицинская палата заявила, что ее представители не приглашались к обсуждению планов в 32 субъектах. Исходя из представленной профсоюзом и Национальной медицинской палатой информации, в 20% регионов предварительное обсуждение планов оптимизации системы здравоохранения с медицинским сообществом не проводилось.
На прошедшем в сентябре этого года форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!» были представлены результаты проверки сферы здравоохранения Счетной палатой, согласно которым в течение 2014—2015 гг. было ликвидировано 659 фельдшерско-акушерских пунктов, сокращено 47,8 тыс. коек, закрыто 26 медорганизаций, а еще 330 — реорганизовано. Как следствие выросла смертность населения: по данным Федеральной службы государственной статистики, в первом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года она увеличилась на 2,6%.
При этом, согласно данным Счетной палаты РФ, до 2018 г. планируется ликвидировать еще 15 медорганизаций и реорганизовать 581 структуру. В результате с начала проведения оптимизации системы здравоохранения в 2013 г. к концу 2018 г. в стране будет сокращено 11,2% больниц и 7,2% поликлиник.
«Медработники фактически не участвуют в принятии решений в рамках оптимизации медучреждений. Их попросту никто не спрашивает, а если и спрашивает, то формально. О том, что оптимизация проходит „втихую“, говорят и данные мониторинга официальных сайтов министерств и департаментов здравоохранения, проведенного экспертами ОНФ. На сайтах 80 регионов вообще нет никакой информации об обсуждении сокращения медицинских учреждений с профессиональными сообществами. А важный документ „Планы структурных преобразований сети медицинских организаций до 2020 года“, который должен быть общедоступен, есть только на 13 сайтах из 85. Получается, что, кроме властей, никто ничего не знает про оптимизацию сферы здравоохранения. Это может привести к негативным всплескам в обществе, ведь для граждан сокращение медучреждений и увольнение медицинских работников — это вопрос здоровья, а для врачей — вопрос выживания», — отметил руководитель рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость», член Центрального штаба ОНФ, председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков.
Он подчеркнул, что эксперты считают невозможным проведение оптимизации отрасли здравоохранения без широкого привлечения медицинского, гражданского сообщества, профсоюзных и общественных организаций, а потому не только не рекомендуют снимать с контроля соответствующее поручение главы государства, но и предлагают на законодательном уровне ввести запрет принимать подобные решения без проведения общественных слушаний, а также предусмотреть ответственность за нарушение этого правила для чиновников.