15 октября, вторник

Ученые из ВШЭ: Москвичи мрут быстрее, чем берлинцы

27 февраля 2017 / 20:20

Уровень смертности в Москве значительно ниже, чем в других регионах РФ. Но сравнение с зарубежными мегаполисами для российской столицы крайне невыгодно, выяснили Евгений Андреев, Екатерина Кваша и старший научный сотрудник Центра демографических исследований Института демографии НИУ ВШЭ Татьяна Харькова.

В исследовании «Смертность в Москве и других мегаполисах мира: сходства и различия» ученые сопоставили показатели Берлина, Гонконга, Лондона, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Сингапура, Токио, Москвы и Санкт-Петербурга.

За последнюю четверть века (1990–2014 годы) основные причины смерти в Москве не изменились.

На первом месте — болезни системы кровообращения (БСК), в основном ишемическая болезнь сердца и инсульты. К 2014 году удельный вес этих диагнозов в стандартизированном коэффициенте смертности  составлял 47% у мужчин и 54% у женщин.

Вторая по частоте причина смерти жителей столицы — злокачественные новообразования: 21% у мужчин и 25% у женщин. Первые чаще всего умирали от рака органов дыхания и пищевода. Вторые — от злокачественных опухолей молочной железы и половых органов.

8% мужчин и 4% женщин погибли в результате влияния каких-то внешних обстоятельств (транспортные происшествия, убийства, самоубийства, отравления и т.д.), и они занимают третье место в перечне причин смерти.

Далее идут болезни органов пищеварения (в первую очередь цирроз печени, по 4% у мужчин и женщин) и болезни органов дыхания (3% — мужчины, 2% — женщины).

Среди других, наиболее часто встречающихся причин — туберкулез, болезнь, вызванная ВИЧ, а также перинатальная смертность и врожденные аномалии, от которых в большинстве случаев умирают дети в возрасте до одного года.

В целом, отмечено в исследовании, структура смертности в Москве принципиально не отличается от большинства регионов России и многих зарубежных мегаполисов.

Несмотря на то, что с 1990 по 2014 год стандартизованный коэффициент смертности в Москве снизился в 1,8 раза у мужчин и 1,7 раза у женщин, отставание российской столицы от рассмотренных мегаполисов существенно. В отдельных случаях она даже не приблизилась к зарубежным показателям 1990 года.

За границей, как и в РФ, люди в основном умирают от болезней системы кровообращения. Но нигде, кроме Москвы, доля таких смертей не превышала 50%, а главное, эти болезни не уносили жизни в столь раннем возрасте. По уровню смертности от БСК нынешнюю Москву превосходит только Берлин 1990 года.

В том же Берлине намного меньше летальных исходов от болезней органов пищеварения. В других нероссийских мегаполисах от них умирают в 2–4 раза реже, чем в Москве.

Не столь велики, но также повсеместно не в пользу Москвы, различия по смертности от рака.

Несущественными на фоне зарубежных мегаполисов кажутся достижения Москвы по сокращению смертности от внешних причин. Так, столица превосходит другие мегаполисы по числу погибших в ДТП, однако находится не на самых худших позициях по смертности от самоубийств и убийств.

Самый низкий уровень летальных исходов от инфекционных и паразитарных болезней (в том числе туберкулеза и болезни, вызванной ВИЧ) регистрируется в Сингапуре. Наиболее высокая смертность от ВИЧ отмечалась в разные годы в Нью-Йорке. Но в нем, в отличие от Москвы, показатели постоянно снижались. В Москве с 2011 года у мужчин и с 2007 года у женщин смертность от ВИЧ превысила смертность от туберкулеза.

Ученые выделили несколько причин, поставивших Москву на последние места по уровню смертности среди мегаполисов мира: общее отставание системы здравоохранения от мировых стандартов; сокращение расходов на здравоохранение; отсутствие эффективных программ профилактики; слабая пропаганда здорового образа жизни.

В частности, новые методы лечения инсульта и постинсультной реабилитации, разработанные и успешно применяемые за рубежом, массово не используются российским общедоступным здравоохранением, в том числе Москве.

Для снижения смертности от раковых заболеваний важно обнаружить болезнь как можно раньше. Однако в России, включая Москву, в 2014 году почти половина диагнозов была поставлена на последних стадиях болезни.

Прививки от вируса папилломы человека (профилактика рака шейки матки), которые во  многих развитых странах обязательны с детского возраста, в РФ платные.

Анализы на наличие у человека микроорганизма Helicobacter pylori (НР), повышающего вероятность заболевания раком желудка, в Москве и регионах не включены в программы диспансеризации.

Источник


тэги
читайте также