В Лаборатории исследования рынка труда НИУ ВШЭ выяснили — распространение интернета изменило подходы к поиску работы и подбору персонала. Специальные сайты и соцсети дополнили основной способ трудоустройства — личные связи, и успешно вытесняют все остальные. Над исследованием работали Сергей Рощин и Сергей Солнцев.
Чаще всего работодатели ищут в интернете специалистов среднего звена. Реже — соискателей на позиции руководителей, т. к. данный вопрос требует серьезного отбора и подхода, и неквалифицированных работников — они не так часто пользуются компьютером.
Энергичнее действуют частные финансовые и торговые компании, от них отстают госструктуры и предприятия «традиционных» отраслей экономики: строительство, добыча полезных ископаемых, промышленность, транспорт и связь.
При поиске персонала в интернете максимально активны фирмы с высокими зарплатами и хорошими финансовыми показателями. Компании с низкой зарплатой к подобной активности склонны меньше. Поскольку интернет является недорогим способом найти работников, такой результат стал для исследователей неожиданным. «Вероятно, это связано с тем, — пояснили они, — что компании не рассматривают поиск работников через интернет как возможность снизить издержки на привлечение персонала».
В целом за пять лет (2010–2014 годы) роль интернета в «охоте» на сотрудников существенно выросла: в 2010 году к нему обращались 60% работодателей, через четыре года — уже 76%. Традиционные каналы — через службы занятости, СМИ, знакомых, рекрутинговые компании, учебные заведения — остались далеко позади.
Использование интернета для поиска работы повышает вероятность трудоустройства на 4,5%, установили исследователи.
Можно было бы предположить, что вакансии в онлайн в большей степени смотрят высококвалифицированные специалисты. Но исследование показало, что преимущество за средне- и неквалифицированным персоналом. Эти люди через онлайн-поиск устраиваются работать на предприятия легкой промышленности, в медучреждения, в сферу соцобеспечения, торговли, услуг и ЖКХ.
Вероятность того, что человек при поиске вакансий обратится к интернету, растет вместе с уровнем образования и размером населенного пункта. Чаще всего таким способом работу ищут жители больших городов (Москва, Санкт-Петербург, областные центры) в возрасте 16–45 лет и с образованием выше среднего.
Сегодня поиск через интернет занимает второе место по популярности: большинство граждан традиционно предпочитает помощь родственников и знакомых. Однако если динамика использования личных связей остается стабильной, то интернет прибавляет кратно. К примеру, в 2006 году к нему обращались 13% занятых поиском, а в 2014 году — почти 50%.
В будущем Всемирную паутину как «поисковик» на рынке труда будут использовать и те, кто сейчас пользуется иными методами. Увеличится число обращений к интернету работников старших возрастов, лиц с низким уровнем образования, неквалифицированного персонала, прогнозируют ученые. Более активно станут искать персонал в Сети госпредприятия и компании с невысоким уровнем зарплат.
Также в интернет уйдут традиционные каналы поиска работы. В том числе их лидер — личные связи: трудоустроиться по знакомству по-прежнему возможно, но при этом будут активно использоваться соцсети, электронная почта и мессенджеры.