Политолог и историк Павел Данилин завершил курс лекций о пропаганлде в контексте СВО. По итогам курса состоялось его экспертное обсуждение и сбор обратной связи со стороны аудитории. В результате ЦПАиСИ на будущее подготовил ряд методических рекомендаций о чтении курса по пропаганде.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по чтению просветительского курса лекций о пропаганде в контексте Специальной военной операции
По итогам чтения интернет-курса о пропаганде в контексте Специальной военной операции РФ и публикации лекций в сети Интернет в период с января по июль 2024 года, а также по итогам собранной обратной связи у аудитории можно рекомендуется сделать ряд выводов об особенностях преподавания курса, его совершенствованию и лучшей его адаптации к различным типам аудиторий.
Курс был разработан в рамках реализации проекта «Противодействие деструктивным информационным воздействиям на сознание современной молодежи», признанного победителем конкурса грантов Мэра Москвы для социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году.
Прочел курс политолог и историк, глава Центра политического анализа и социальных исследований, доцент Финансового университета при Правительстве России Данилин Павел Викторович.
1. Междисциплинарный характер курса. Вполне очевидно, что, изучая искусство пропаганды, приходится иметь дело с такими предметами, как политология, история, философия, литература, социология и психология. Поэтому преподаватель должен обладать широчайшим кругозором и, желательно, навыками ориентирования во всех перечисленных предметах. Лектору может не хватать того или иного типа образования и осведомленности в ряде предметностей, что может сказываться на определенном перекосе в ту или иную сторону. В частности Данилин П.В. не избежал некоторого увлечения исторической составляющей курса, который легко объясним характером полученного лектором образования. Точно так же политическому психологу будет крайне трудно работать вне исторического контекста. Легче всего курс может даться профессиональному философу: не зря же в СССР топ-пропагандисты в большинстве своем обладали высшим профессиональным философским образованием. Опасения того, что философы слишком сложно подают материал, имеет смысл отбросить. Сегодня философы получают в рамках своей специальности дополнительное педагогическое образование а расчете на то, чтобы работать в системе образования или заниматься просветительской деятельностью.
Из этого надо сделать вывод: пропаганда – предмет, который следовало бы дробить на составные части и преподавать специалистам с различным образованием: философам, историкам, политологам, социологам, филологам и психологам.
В подготовке курса лекций Данилина П.В. принимали участие другие специалисты-историки, а также философы. Автор также проводил консультации с коллегами-политологами. Такую структуру подготовки к лекциями в части модернизации и уточнения их содержания имеет смысл сохранять и впредь.
В несколько более содержательно и теоретически насыщенном виде данный курс лекций может быть интересен студентам вузов политологам, историкам, специалистам по PR, аспирантам гуманитарных специальностей.
2. Специфика целевой аудитории. Изначально курс лекций Данилина П.В о пропаганде разрабатывался в расчете на самую широкую аудиторию – и прежде всего молодую, слабо подготовленную к восприятию непростой информации. Однако анализ обратной связи показал, что курс оказался полезен и интересен также для продвинутой аудитории, погруженной в актуальный политический контекст. Именно со стороны данной аудитории наблюдалась устойчивая обратная связь.
Также выяснилось, что по мере чтения курса и публикации лекций и видеолекций аудитория росла численно и расширялась качественно. Основная мотивация для новой аудитории – получить новую не известную ране информацию о пропаганде, о текущих событиях на фронтах информационной войны, научиться отличать фейки от реальной информации. Наличие устойчивой мотивации - одно из главных требований при чтении курса. Именно этим объясняется просветительский характер лекций, дополнительная информация увлекательного свойства, исторические экскурсы.
Тем не менее, определенной проблемой для чтения курса стал общий образовательный уровень аудитории. Преподавание пропаганды требует широчайшего кругозора. В отличие от пиара и рекламы, инсайт, озарение для молодежи не являются «спасательным кругом». Если аудитория не знает основ гуманитарных технологий, не в курсе контекста, то она не сможет понять и оценить структуру пропагандистского месседжа, не сможет понять принципы работы пропаганды и будет систематически путать пропаганду с черным пиаром или фейк-новостями.
К сожалению, высокого качества кругозора трудно достичь даже у мотивированной аудитории. Именно поэтому преподавателю приходится делать серьезные отступления от курса. В частности, исторические или литературные сюжеты рассказываются автором не для демонстрации широких познания, но для того, чтобы конкретный пример или описание конкретной ситуации было понято аудиторией. Контекст является обязательным условием преподавания предмета. Говорить о пропаганде «вообще», вне контекста – невозможно.
Идеальная аудитория, которая на наш взгляд готова к восприятию курса и которой курс может быть максимально полезен – молодежь в возрасте от 18 до 25 лет.
При чтении курса аудиторно рекомендуется проводить семинарские занятия с разбором конкретных пропагандистских кейсов в группах численностью 10–15 человек и в аспирантуре для групп в 5 человек.
3. Необходимость деполитизации курса. Пропаганда постоянно имеет дело с актуальной политикой. Однако преподавание курса пропаганды не может рассматриваться само как акт пропаганды. Преподаватель должен воспитывать людей, свободно мыслящих и свободно ориентирующихся в предмете, а не зашоренных и ангажированных. Сама по себе ангажированность неплоха, но она не является результатом или целью курса по пропаганде. Очень важно для преподавателя обозначение собственной позиции, политических пристрастий – с той целью, чтобы студенты знали о них.
Дистанцирование от актуальной политики важно и нужно, рефлексивная дистанция необходима, чтобы приобрести объективный взгляд на события и месседжи. Оптимальным является разъяснение аудитории основ пропагандистского искусства на примерах из истории, на иностранных примерах. Однако, поскольку тут лектор сталкивается с необходимостью передачи контекста, преподаватель попросту вынужден в своей работе иметь дело с современностью. Для объективизации знания и минимизирования влияния собственной ангажированности на студентов, преподавателю и просветителю следует использовать события, отстоящие от современного момента, по меньшей мере, на 2–3 года, а лучше всего – на 5–10 лет.
Однако здесь вступает в силу закон контекста – чем глубже в прошлое, тем больше придется потратить сил для объяснения среды и особенностей тогдашней аудитории, что, в итоге, может вызвать лишние трудности при объяснении материала, а также потребует времени для вникания в контекст. В этом отношении, что подчеркивали слушатели курса, актуальная информация об СВО, текущей украинской пропаганде воспринималась достаточно свободно и не требовала зачастую ненужных пояснений. Актуальность и свежесть материала подчеркивалась многими слушателями.
4. Вопросы морали. Очевидно, что в последнее время преподавание политологических дисциплин, равно как и политическая практика, во многом стали более циничными, чем лет даже 10–15 назад. Цинизм, маскируемый под прагматизм, является составной частью любой политики, и это правда. Однако не подготовленные специально слушатели, сталкиваясь с вопросами морали и нравственности в политике, могут получить серьезную моральную травму, либо получить не нужный им заряд цинизма. Пропаганда в плане циничности стоит чуть ли не впереди всех политологических дисциплин. Поэтому преподаватель обязан все время преподавания курса помнить, что он имеет дело не с прожженными интриганами, не с кукловодами, а с широкой аудиторией, и в частности с молодыми людьми, для которых цинизм отнюдь не является составной частью образа жизни. Обязательные экскурсы к вопросам морали и нравственности являются составной частью просветительской работы.
5. Интерактивность. Пропаганда прекрасно визуализируется. Более того, при преподавании предмета особо важным является визуальное подтверждение словам лектора. Не менее важным является и обратная связь лектора и аудитории. Все это требует серьезной разработки визуального сопровождения лектора, что и было сделано в рамках подготовки видеолекций. При чтении курса в закрытых аудиториях очно возможен просмотр и обсуждение пропагандистских фильмов, видеороликов, политической рекламы и т.п.
6. Обратная связь. Сбор обратной связи существенно осложнялся дефицитом инструментария для его сбора – они были ограничены счетчиками посещаемости на разных площадках, лайками, комментариями в соцсетях и на сайтах, мониторингом упоминаемости лекции и лектора на сторонних площадках. В основном удалось получить обратную связь со стороны заинтересованной публики, более или менее благожелательно настроенной по отношению к лектору. Существенную помощь в оценке курса лекций, замечаний и уточнений сыграл круглый стол с экспертами – представителями профессиональных аудиторий. На будущее разумно было бы включать в рамках получения обратной связи мини-опросы аудитории в социальных сетях с целью уточнения тем и интересов аудитории, оценки качества лекций и т.п.
7. Содержательные моменты. С точки зрения содержания аудитория и эксперты сошлись на том, что нужно сохранять актуальность лекционного курса. Очевидно, что при повторном чтении курса необходимо будет учитывать появляющийся свежий материал.
Ряд тем, вызвавших оживленные дискуссии, очевидно имело бы смысл раскрыть полнее. В частности речь идет о теме отмены России Западом и роли в этом украинской стороны. Также высокий интерес публика проявила к малоизученными слабо представленным в СМИ и публичной коммуникации темам функционирования современных СМИ, фактчекингу и инструментам пропаганды, маскирующимся под контрпропаганду или борьбу с фейками. Отдельного разговора и большего времени заслуживает тема «мягкой силы» - вызвавшая оживленный отклик у аудитории. Как и тема исторического ревизионизма.
Тема, которую отдельно отметили эксперты, и которая нуждается в дополнительном освещении – фабрикация фейков в целях грубой пропаганды и поразительная их эффективность.
Также экспертами была затронута тема контрпропагандистской работы, с их точки зрения недостаточно представленная в курсе.
В целом с точки зрения экспертов курс нуждается в коррекции и доработке в практической точки зрения – в частности конкретных советов и методик работы с пропагандой противника, методов разъяснения окружающим суть пропаганды противника и инструментов ее обезвреживания. При этом отмечалось, что для просветительской работы с новыми аудиториями и молодежью необходимо использовать инструменты видео и среды соцсетей, полагаться на книжный формат уже недостаточно.
Также высказывались предложения о разработке дополнений к курсу, которые бы носили исторический и познавательный характер.