В экспертном сообществе в последние недели широко дискутировался вопрос стоимости предвыборной кампании на грядущих выборах в Государственную думу. Интерес к данной теме понятен: выборная страда традиционно кормила большой штат политтехнологов, политиков регионального и муниципального уровня и журналистов.
Потому вопрос «сколько будут стоить выборы?» не является оторванным от реальности, а вызывает живой интерес не только у масс-медиа и специалистов, но и у широкой общественности. В связи с этим Центр политического анализа представляет доклад «Сколько стоит депутат Госдумы».
Разброс оценок стоимости избирательной кампании депутата-одномандатника, приводимый в различных комментариях, довольно широк. Так, по данным опроса 35 политологов и политтехнологов, который провел портал «Политаналитика», 39 процентов экспертов оценили расходы на кампанию по одномандатному округу в 30–50 миллионов рублей, 46 процентов — в 50–80 миллионов. 15 процентов экспертов оценили кампанию в 80–100 миллионов и более.
Кратная разница в оценке бюджета на кампанию «ординарного» кандидата по одномандатному округу заставляет задуматься: откуда на деле берутся такие оценки? Это говорит о том, какой «ценник» кампании желателен для политтехнологического цеха, но мало отражает реалии рынка. «Ценник» вообще появился в значительной степени благодаря СМИ: серьезные газеты не могут описывать какой бы то ни было рынок, не имея представления о валовых показателях, норме прибыльности, стоимости товара. СМИ требовали — участники рынка удовлетворяли их запросы. «Сколько стоит кампания? Сейчас-сейчас, я прикину, сколько я хотел бы, чтобы она стоила», — примерно в такой логике строится разговор между журналистами и политтехнологами. Это не значит, что оценки берутся совсем уж из воздуха, но преувеличивать их ценность точно не стоит.
У «среднестатистического» кандидата, как правило, есть в своем округе ресурсы (своя газета, служащие завода, торговые точки, админресурс, связи, «свои» силовые предприниматели, друзья-политтехнологи из региона, готовые «сделать все совсем дешево и хорошо» — список можно продолжить). Эти ресурсы, естественно, кандидат будет стремиться использовать в силу условной «бесплатности». Потому реальная себестоимость кампании падает пропорционально имеющемуся у кандидата ресурсу. Соответственно, снижается и стоимость части кампании, которую отдают наемным специалистам. Кандидат с хорошей позитивной известностью в округе может практически не платить за кампанию, и толком ее не вести.
Естественно, политконсультант может освоить почти бесконечный бюджет. Провести на выборах в поселковый совет карнавал как в Рио — дайте только волю и денег. Потому кампания, помимо прочего, ограничена количеством материальных средств, которые заказчик готов потратить. Остальное, конечно, предмет торга, но рынок политтехнологий всегда был рынком покупателя.
Сколько же стоит кампания на самом деле? Для иллюстрации мы рассмотрели три типичных на наш взгляд одномандатных округа — два из регионов ЦФО и один — московский, в силу специфики выборов в крупных городах.
Самые крупные расходы во время кампании сейчас приходятся на сеть. Когда в бой шли партийные списки, можно было ограничиться медийкой, в основном работая с администрацией региона или, если были выходы, с Администрацией президента. По большей части кандидаты, попадавшие на проходные места в списках, максимум что делали — это выступали в СМИ. Те же, кто попадал на места непроходные, не делали вообще ничего.
Сейчас ситуация изменилась радикально. Придется работать. А без «поля» ничего сделать не выйдет. Поэтому создание сети стоит рассмотреть подробнее. Оптимально, если у кандидата есть свои опорные точки в округе — магазины, склады, конторы. Тогда на период активной избирательной кампании все они превращаются в мини-офисы кандидата. Если же таковых не имеется, то придется организовывать штабы.
В условиях такой кампании бюджет не представляется супербольшим, как это нередко заявляют работающие на рынке политтехнологий специалисты. По оценке экспертов ЦПА, бюджет на кампанию в обычном округе ЦФО составляет примерно 42 миллиона рублей.
Впрочем, данную оценку стоит скорректировать в случае низкой известности кандидата, наличия в округе сильных противников и иных факторов, которые эксперты ЦПА рассмотрели в рамках работы над докладом.
Наконец, важным представляется вопрос синхронизации кампаний одномандатников и кампаний «списочников» партий и их стоимости в этом контексте. Согласно оценке ЦПА, кампания «списочника» может быть куда дешевле аналогичной кампании одномандатника, но ключевым фактором успеха тут будет интенсивная работа с избирателем. Идеальный кандидат в таком случае может обойтись довольно скромной суммой в 10–15 миллионов рублей на эффективную кампанию.
О секретах успешных выборов и их стоимости подробно читайте
в докладе Центра политического анализа «Сколько стоит депутат Госдумы».