В дошкольном образовании России сложилась благоприятная ситуация. Родители и педагоги стали союзниками в понимании ценностей, которые нужно воспитывать в детях. Рост зарплаты работников детсадов, новые опции их профессионального развития и повышение статуса стартовой ступени образования позволили усилить мотивацию педагогов. Пробуксовка наблюдается только в сфере конкуренции между государственными и частными детсадами, хотя именно она помогла бы повысить качество образования, выяснила директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина.
В последние годы дошкольное образование совершило рывок вперед. Импульс к изменениям ему придали в 2012 году указ президента о повышении зарплаты педагогов и принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», признавшего дошкольное образование первым полноценным уровнем образования. Еще одним драйвером изменений стали федеральные государственные стандарты (ФГОС) дошкольного образования. Они поставили перед педагогами новые задачи и содействовали их профессиональному росту.
Благодаря новой политике в дошкольном образовании за полтора года (с середины 2012 года до конца 2013 года) удалось достичь явных позитивных изменений, подчеркнула Ирина Абанкина. Усилилась мотивация педагогов и подросла их «укорененность» в своем дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Об этом свидетельствуют мониторинги экономики образования НИУ ВШЭ, проведенные в 2007, 2011 и 2013 годах (проводился, в том числе, опрос родителей и представителей ДОУ).
Как показали мониторинги, в 2007–2011 годах лишь 60% педагогов дошкольного образования хотели остаться работать в своих учреждениях, а 40% были настроены сменить место работы. Однако уже в 2013 году перевес «оседлых» работников ДОУ, связывавших свои перспективы с работой в той же организации, стал радикальным: на своем нынешнем месте хотели работать свыше трех четвертей педагогов. Приоритеты в работе также изменились: на первый план выдвинулся интерес к ней.
Развиваются и новые формы дошкольного образования. Вместе с тем, частные детские сады так и не смогли успешно конкурировать с государственными — прежде всего из-за своей ценовой политики: высокой стоимости содержания детей. «Это означает, что конкуренция как механизм повышения качества и привлекательности учреждения для потребителей не задействована в школьном образовании», — отметила Ирина Абанкина в статье «Векторы развития дошкольного образования».
Подробнее об исследовании читайте на экспертном сайте ВШЭ.