27 апреля, суббота

Политологи оценили технологическую эффективность праймериз «Единой России»

20 мая 2016 / 13:11

Праймериз «Единой России» не являются первыми в политической истории России. Однако, согласно опросу ВЦИОМ, данные которого были представлены в ТАСС накануне, к идее проведения праймериз положительно относится треть граждан, среди которых были сторонники всех политических сил, столько же выразили готовность принять участие в предварительном голосовании. Ведущие политологи дали оценки инициативе «Единой России» и поделились ожиданиями от предстоящих праймериз.

Политолог Дмитрий Бадовский, председатель совета директоров фонда Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ), прогнозирует серьезную борьбу в высококонкурентных округах и предостерегает партию от почивания на лаврах успешных праймериз — после них еще предстоит серьезная работа.

«Праймериз — новая для нас, только формирующаяся традиция, но „Единая Россия“ достигла существенных успехов, таким образом организовав старт своей избирательной кампании, и проведение предварительного голосования в этом году влияет не только на предвыборные позиции самой партии, но и на партийную систему в целом.

Наши исследования (фонда ИСЭПИ — прим. Политаналитики), которые мы приводили в апреле, когда сформировалась линейка кандидатов на праймериз во всех регионах, показали, что в 105 округах из 225 округов, то есть, в 47% округов, по которым „Единая Россия“ проводит на данный момент свои праймериз, ситуация предварительного голосования и борьбы между кандидатами носит высококонкурентный характер. Еще в 28 округах, то есть, еще в 13% округов, сложилась ситуация, где определились лидеры выдвижения на праймериз, но были и другие кандидаты, которые способны навязать борьбу, — то есть, тоже конкурентная обстановка. Таким образом, порядка 60% округов, в которых праймериз „Единой России“ проходят в достаточно высококонкурентной ситуации, в остальных 40% — это референдумные предварительные голосования, где выявлены лидеры: иногда это федеральные тяжеловесы партии, которые выдвигаются в регионах, и они в ходе праймериз подтверждает свои позиции, свое лидерство. Такие пропорции вполне соответствуют международным стандартам, где-то даже их превосходят. Например, на выборах в Конгресс США в 2014 году, по оценкам американских специалистов, где-то в порядка 20% округов праймериз были безальтернативными, а высококонкурентными были в 10–15%, в остальных округах первичные выборы выявили лидера, но с ограниченной конкуренцией. Так что надо сказать, что праймериз в „Единой России“ получаются высококонкурентыми, это важно, это позволяет в ходе избирательной кампании раньше, чем другие партии, начать мобилизацию сторонников, привлечь интерес избирателя и обсудить ключевые положения предвыборной программы, и в целом формировать политическую повестку, захватить политическую инициативы, это очевидно», — сказал политолог.

«Данные ВЦИОМ свидетельствуют, что во многом, в том числе, благодаря этому „Единая Россия“ стабилизировала электоральный рейтинг, он даже имеет тенденцию к приросту. Конечно, как только избирательная кампания перейдет в острую фазу, она приведет к росту рейтинга других политических партий, но пока этого не происходит, пока „Единая Россия“ безусловный лидер, в том числе благодаря предварительному голосованию, которое позволяет уже на протяжении 4–5 месяцев удерживать политическую, информационную инициативу. Даже с чисто технологической точки зрения это довольно эффективная вещь», — добавил Бадовский.

«А реальная конкурентность на праймериз, борьба нескольких кандидатур, причем борьба всерьез, зачастую с не очень очевидным результатом, способствует популярности самой идеи праймериз и легитимности выборов целом. Например, мы проводили при помощи и поддержки ВЦИОМ ряд исследований в отдельных округах регионов, где проходят праймериз, и в среднем количество респондентов, которые правильно называют и дату предварительного голосования и суть процедуры, колеблется от 10 до 15%, иногда чуть больше, чуть меньше. Это примерно то ядро, на которое в „Единой России“ ориентировались, когда организовывали предварительное голосование, и когда говорили, что будут отпечатывать бюллетени в пропорции 10–15% от численности избирателей», — подытожил политолог.

«Если мы посмотрим в СМИ публикации о политике за последние 3–4 недели, то в основном пишут о „Единой России“. Единственная, пожалуй, новость касательно другой партии была о том, что „Яблоко“ не собирается выдвигать своего кандидата по округу, где баллотируется Гончар (секретарь московского отделения „Единой России“ — прим. Политаналитики). Но тема имеет прямое отношение к правящей партии, потому что действительно Гончар фактически „прошелся катком“ по Москве, по Центральному округу, где он выдвигается, и „Яблоко“, соразмерив свои усилия, решило, что тратиться на избирательную кампанию по этому округу совершенно нет смысла», — высказался политолог и директор Центра политического анализа Павел Данилин.

«На сайте Алексея Мартынова („Депутат Клуб“ — прим. Политаналитики) Гончар занимает по Москве второе место после Петра Толстого — у него результат 11 тысяч, а у Гончара — 8. Как вы понимаете, когда я первый раз пришел к Толстому и потом поехал обратно, на меня показал пальцем в метро мужчина и сказал: „я тебя по телевизору видел“. Понятно, что по телевизору Толстого видят гораздо чаще меня, и в результате то, что у него 11 тысяч голосов на сайте — объяснимо. На четвертом месте по Москве идет Ресин, на пятом — Любовь Духанина, на шестом — Железняк, и забавное 7-е место у Дмитрия Гусева, который провел прекрасную кампанию в сети, и чуть-чуть уступает Железняку», — добавил Данилин, прокомментировав новый портал посвященный предстоящим праймериз.

«Любопытные результаты праймериз показывает Подмосковье, где на первом месте Ирина Роднина, а на четвертом Борис Надеждин. Второе и третье места занимают Вячеслав Фетисов и Мартин Шаккум, их знают все. По Ленинградской области интересные результаты — на первом месте Нарышкин, спикер Госдумы, на втором месте Светлана Журова, а на последнем — Елена Николаева. В данном случае курьезная ситуация — известный политик, баллотировавшийся ранее в Оренбурге, пришел баллотироваться в Ленинградскую область, но почему-то свои билборды повесил в Петербурге. Это было за кольцевой дорогой, но все равно относилось к Петербургу. Питерские товарищи были удивлены, так как депутат явно немножечко перепутал поле, на котором он собирается выдвигаться, поэтому 10-е место абсолютно обоснованно.

Все это влияет и на рейтинг „Единой России“, который в апреле составлял 45% с небольшим, а к 1 мая поднялся до 49%. 5% — это очень хороший рост, при том, что параллельно мы наблюдали некоторые проседания КПРФ — главного конкурента „Единой России“. Интерес к этой партии снизился из-за того, что она не вела никакую кампанию. Даже ЛДПР в одно время сравнялась и превысила результат КПРФ, что не было ни разу за все время исследований ВЦИОМа.

Таким образом, праймериз продемонстрировали нам любопытную и занятную политическую картину, в которой „Единая Россия“ начала кампанию задолго до ее старта другими игроками, и, как оказалось, совершенно не прогадала», — добавил политолог.

«Если говорить о минусах праймериз, то, пожалуй, политика, избирательная кампания, технология — она просчитываема с математической точки зрения, и когда „Единая Россия“ выходит на праймериз сейчас, предъявляя своих основных кандидатов, то понятно, что потенциальные конкуренты заранее будут вырабатывать стратегию против определенных людей. При том, что „Единая Россия“ не всегда знает, кто будет конкретно им противостоять в каком регионе до тех пор, пока не прошел съезд. Есть примерное представление, но оно всего лишь примерное, а у конкурентов оно более точное. Однако надо понимать, что здесь тоже есть как минусы, так и плюсы, как в случае с Гончаром, с которым „Яблоко“ отказывается конкурировать. То же самое в Тверской области, где с Владимиром Васильевым конкурировать не собирается фактически никто, кроме реально серьезных кандидатов.

Мы здесь (на пресс-конференции — прим. Политаналитики) уже говорили, что партия в ходе праймериз сама проходит процесс самоочищения. Снятие проблем со „скелетами в шкафах“ до начала официальной избирательной кампании идет только на пользу структуре. Понятно, что у кого-то что-то найдется, кто-то будет себя нехорошо вести. Я лично по Москве знаю нескольких кандидатов, которые ходят и срывают листовки своих товарищей. Это неправильное поведение. Но здесь нет никакого тяжелого бремени, это не наносит ущерб „Единой России“», — резюмировал Данилин.

Директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов рассказал о новом портале «Депутат Клуб», — «Мы проводим большое исследование „Выборы и интернет“. И вот в рамках этого исследования запустили портал, где в том числе можно было поддержать того или иного кандидата интерактивно, в онлайне, на протяжении месяца. Вот буквально сегодня ночью голосование было остановлено и я хочу сказать, что, мы получили более 2,5 миллионов голосов за месяц. Это значит, что интерес к праймериз огромный. А это в свою очередь развевает миф о том, что сетевая аудитория живет своей жизнью и сильно отличается от жизни оффлайн. По крайней мере, мы развенчали этот миф на примере выборов.

За последние 10 лет интернет-аудитория у нас выросла раз в 5. Более того, многие уже не мыслят себя без Интернета. Способствует всему и развитие технологий — появление новых гаджетов, онлайн-технологий. Это касается и политиков, и многих людей, которые интересуются политикой. Конечно, нельзя говорить о том, что онлайн и оффлайн аудитории совпадают. Понятно, что в реальности на участках 22-го в воскресенье результат может быть другой. Но запрос людей на подобные вещи очень большой и я вообще думаю, что в перспективе многие электоральные процедуры будут проходить в онлайне. По крайней мере, такие процедуры как партийные праймериз, которые носят рейтинговый характер в первую очередь, безусловно, при определенных технических условиях могут смело проходить в том числе и онлайн. Это и удобно, и, наверное, не так дорого, как физические кампании. Это, конечно, не отменяет прямой связи с людьми, но тем не менее».

«Если говорить конкретнее, то хочется отметить чемпионов по активности в интернет-голосовании, это: Ленинградская область, Краснодарский край, Московская область, Москва, и, как ни удивительно, юг станы — Ростовская, Саратовская области. Так или иначе, в среднем, если брать топ-5, то в среднем где-то по 7–8 тысяч голосов за первые позиции», — добавил Мартынов.

...

«Важно, что оттестировав сейчас на праймериз, поняв определенные уязвимости, в том числе и технические, нам будет легче усовершенствован портал. Есть определенное техническое решение, не постесняюсь сказать уникальное, наших программистов, которое позволит минимизировать методы накрутки и фальсификации.

А потом, что важно — это проект народный, общий, интернет-сообщества, на обратную связь идет очень много писем. Большинство из них касаются того, что люди обращают внимание на те или иные подозрительные вещи, кто-то сообщает, что ему предлагали за деньги нечестно голосовать, кто-то даже присылает скриншоты с инструкциями, как проголосовать за того или иного кандидата по 3–4–5–10–20 раз с использованием этих тор-баз. Понятно, что там указывается кандидат, но, конечно, мы не предаем это публичной огласке, потому что полагаем, что это может быть и инструмент конкурентов, чтобы опорочить того или иного человека. Приходят и возмущенные послания, что у нашего кандидата было столько-то, а вы ему столько-то. Но на это есть единственный совет — голосуйте честно.

Еще раз хочу сказать, что за интернет-выборами будущее. По крайней мере, в таких электоральных процедурах, как праймериз это очень удобная вещь», — завершил комментарий Мартынов.

«Мы мониторили ситуацию с ходом праймериз в четырех разных субъектах Российской Федерации. Картина получается очень неоднородная от региона к региону. Но вот что бросается в глаза.

Первое: многие действующие политтехнологи включились в процесс праймериз и используют на них свои разнообразные навыки так, как если бы это были реальные выборы. То есть, тратят деньги, ведут агитацию, проводят мобилизацию. Не обходится и без скандалов в ряде мест. То есть, все серьезно, как на настоящих выборах.

Тезис второй: СМИ пока не очень понимают, как освещать праймериз. В этом смысле трудно проходили дебаты. Кстати, еще и потому, что был неодинаковый уровень участников: выходили и действующие депутаты, и какие-то молодые ребята-студенты, которые просто пришли себя попробовать. Дебаты где-то проходили удачно, а где-то это были довольно странные мероприятия. Но, тем не менее, интерес был и он рос в ходе прошедших месяцев.

Третье: вообще ход процедуры праймериз вызвал замешательство у многих представителей старой элиты, которые привыкли к наличию согласованного кандидата, идущего при поддержке административного ресурса, а, значит, дальше кампанию можно не вести. В ряде регионов было видно, как кандидаты, которые были уверены, что у них все хорошо, поскольку их поддержали и согласовали, обнаружили, что молодые лихие конкуренты, которые не дожидались, пока их кто-то там поддержит и одобрит, пошли к людям. Я знаю кандидатов, которые по семь-восемь встреч в день проводили на протяжении трех недель. И вот вдруг обнаружилось, что электоральные рейтинги у старых фаворитов оказываются вовсе и не такие, как ожидалось, а в некоторых случаях они вообще опустились на 2–3 место. Это вызвало некоторую растерянность у тех, кто решил, что выдвижение от „Единой России“ у них уже в кармане», — прокомментировал предстоящие праймериз политолог Алексей Чадаев.

«Парадоксальным образом поддержка у „Единой России“ наиболее высока в категориях 18–30 и 45+, а хуже всего дело обстоит именно в возрастной группе 30–45 лет. И поэтому получается, что кандидатам приходится вести две кампании: одну сверхтрадиционную с публикациями в районных газетах, с какими-то форматами встреч с советами ветеранов — все, что рассчитано на старших, и совсем другую кампанию — и методологически, и на уровне повестки и проблематики, и всего остального — в сети. Действительно, это бросается в глаза.

Еще один момент. Кандидаты, особенно краевые, жаловались, что праймериз стартовали в апреле, а апрель — это такое время, когда снег сходит и ямы на дорогах обнажаются во всей своей максимально непритязательной красоте. Тут же возникает проблема дорог. И все начинают работать по полной программе. Вот такой сезонный минус, но при этом, если говорить серьезно, в апреле—мае люди более активно вовлечены в коммуникацию, чем летом, когда все разъезжаются в отпуска. Поэтому сделать какие-то ходы в этот период — значит, во многом снять проблему того, что при нынешнем сентябрьском голосовании основной срок избирательной кампании приходится на отпускное время», — добавил Чадаев.

«Конечно, периодически не обходится без конфликтных ситуаций. Некоторые кандидаты снимаются с выборов в последний момент. Но тут стоит отметить, что все-таки у нас впервые за долгое время проходят выборы в Думу по смешанной системе. И люди, которые выходят на праймериз, так или иначе претендуют на одномандатный округ. Но одномандатные округа — это ситуация, когда граждане голосуют не за партийный бренд, а за имя и фамилию. В этом очень важный и тонкий нюанс. Поэтому действительно событием станет снятие известных людей. Но это не столько про партию, сколько наоборот — про них самих, про то, как они вели свою кампанию, как выстроили отношения с коллегами по партии и с теми значимыми силами в регионе, которые могут их поддерживать или не поддерживать. Многие же пишут заявление потому, что понимают, что не выиграют эти выборы. Несмотря на всю известность и медийность, у них нет возможности выиграть выборы, поскольку подобрались очень сильные противники. Это персональная история, но из нее и складывается в конечном счете сюжет большой кампании.

У нас во многих регионах выборы в Госдуму сопряжены с выборами в областные, краевые, республиканские органы власти. И праймериз проходят и по Госдуме, и по парламентам субъектов. Это создает совсем особый рисунок выборных кампаний, когда кандидаты в Госдуму кроме того, что выдвигаются сами, еще и взаимодействуют с пулом из 3–5 кандидатов в областные органы власти, которые идут с ними в связке. То есть, мы имеем дело не просто с конкуренцией персоналий, а с конкуренцией таких своеобразных политических команд в рамках одной партии. Есть в одном субъекте три таких команды, где флагманом является кандидат на праймериз в Госдуму, но за ним еще идет пул из 5–8 кандидатов в областные заксобрания. И, что интересно, эти команды даже начинают приобретать какое-то собственное брендирование, как-то называются, их узнают. И они ведут публичную полемику в массмедиа друг с другом, оставаясь при этом в рамках праймериз „Единой России“», — завершил комментарий политолог.

Источник


тэги
читайте также