26–27 ноября в 10:00 состоится пленарное заседание Общественной палаты России. В докладе президенту «О состоянии гражданского общества», помимо подробного отчета о работе комиссий ОП РФ за 2015 год, впервые будет представлен новый и весьма весомый раздел — «дорожная карта» для НКО.
В первый день пленарного заседания будет обсуждаться ежегодный Доклад Общественной палаты о состоянии гражданского общества, который затем будет представлен Президенту РФ.
В этот раз в документ вошли такие темы, как: роль гражданского общества в социально-экономическом развитии страны и международной дипломатии, развитие добровольчества и благотворительности, роль общественного контроля.
26 ноября в 14:30 состоится встреча участников пленарного заседания с начальником управления Президента по общественным проектам Павлом Зеньковичем.
Во второй день пленарного заседания, 27 ноября, будут подведены итоги Года литературы в Российской Федерации. Также участники проекта «Перспектива» представят публичные отчеты о реализации президентских грантов в 2015 году1.
В докладе президенту «О состоянии гражданского общества», помимо подробного отчета о работе комиссий ОП РФ за 2015 год, впервые будет представлен новый и весьма весомый раздел — «дорожная карта» для НКО. Она была составлена на основании порядка 300 предложений по совершенствованию системы госрегулирования и финансирования «третьего сектора». Все они, по сути, упираются в три основные проблемы: сложную процедуру регистрации, высокие требования к отчетности и недостаточное финансирование. Только 2% социально ориентированных НКО не видят препятствий для своей работы.
В этом году все предложения общественников, касающиеся деятельности НКО, были подкреплены социсследованиями во всех федеральных округах и проведением девяти окружных форумов активных граждан «Сообщество». Кроме того, в начале 2015 года в ОП был запущен проект «Перспектива» по поддержке гражданских активистов. Эта работа позволила увидеть болевые точки социально ориентированных НКО на самых разных территориях страны и сделать выводы, двигаясь от частей к целому — от отдельного субъекта до округа и государства в целом.
На основании собранной информации общественники создали картину основных препятствий для развития некоммерческого сектора. Как выяснилось, только 2% организаций не видят никаких административных барьеров, препятствующих их деятельности.
Самой серьезной проблемой для общественников стала недооценка со стороны власти и бизнеса потенциала «третьего сектора». Ее назвали 46% представителей НКО. Вторым фактором, тормозящим развитие НКО, называют бюрократизм во властных структурах, давление со стороны контролирующих органов и ужесточение правового режима регулирования. Так считают 39% опрошенных. Третьим основным препятствием они считают невосприимчивость власти к общественным запросам, интересам граждан и различных социальных групп (34%).
Ненамного отстают и другие препятствия. 33% опрошенных назвали разобщенность некоммерческих и общественных организаций, 31% — неконкурентный характер политики и управления в процессе принятия решений, 29% — несовершенство законодательной и нормативной базы для НКО.
Общественники также активно жаловались на отсутствие должной поддержки со стороны общества (28%), несвободу СМИ (27%), невысокий уровень профессионализма руководства НКО и нехватку кадров (23%).
Чуть менее, но все же ощутимы для представителей НКО такие проблемы, как недостаточно развитое самосознание самого «третьего сектора», отсутствие четкой стратегии работы и понимания своих целей и задач (22%) и отсутствие отраслевой структуры, защищающей их интересы.
Исследование Общественной палаты также показало практически отсутствие конкуренции внутри некоммерческого сектора — только 6% видят препятствие для своей работы именно в конкуренции.
В ежегодном Докладе президенту представители некоммерческих организаций пожалуются президенту и на проблему низкого социального статуса работника НКО. В проекте документа отмечается, что малая осведомленность общества о деятельности НКО затрудняет развитие благотворительности и волонтерства, а вовлеченность населения в работу «третьего сектора» и вовсе является одной из самых низких в ряду развитых и развивающихся стран.
«Значительная часть НКО сталкиваются с проблемами в процессе регистрации, ликвидации, реорганизации и сдачи отчетности. Частично эти проблемы связаны с отсутствием доступной исчерпывающей информации и качественной консультации со стороны контрольно-надзорных органов. В результате сотрудникам НКО приходится выполнять большой объем дополнительной работы», — отмечается в документе.
Исходя из этого, в Докладе президенту предлагается один из путей решения проблем — рекомендовать Министерству юстиции РФ разработать методические материалы по регистрации НКО и разместить их на сайтах региональных управлений министерства. Такие материалы должны включать подробную «дорожную карту» регистрации НКО в электронном виде, образцы заполнения документов для регистрации и сдачи отчетности в Минюст России и ФНС, а также типовые формы уставов некоммерческих организаций, предусматривающие многовариантность вносимых изменений.
«Также необходимо обеспечить возможность для сотрудников НКО получать в Министерстве юстиции доступное консультирование по вопросам регистрации некоммерческих организаций, устранению замечаний к документам, представленным для регистрации. Предлагаем рассмотреть возможность снижения размера государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию некоммерческих организаций, до 1 тыс. рублей, а также повышения доступности получения электронной цифровой подписи в целях регистрации некоммерческих организаций, снизив стоимость до 1 тыс. рублей» — отмечается в докладе2.