3 декабря, вторник

Исследование ВШЭ: В интернете люди разучились слушать друг друга

16 марта 2016 / 15:15

Интернет все больше превращается из площадки общения в ораторскую трибуну — коммуникации в социальных сетях утрачивают диалогическое начало. Распространение получили монологи и одностороннее взаимодействие: «вещание» в медиа-«эфире» с помощью постов и визуальных материалов, высказывания ради создания нужного сетевого имиджа, рассылки и другие способы поставить читателя перед фактом. Профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Мария Пильгун изучила коммуникативное поведение пользователей Рунета.

Продвинутый уровень пользования интернетом воспринимается молодежью как залог жизненного успеха. Бойкое владение инструментами веб-коммуникации для молодых пользователей Рунета «рифмуется» с повышением качества жизни и достижениями в разных сферах — от личной до профессиональной. Показательно, насколько активно живут микроблог Twitter и социальная сеть «ВКонтакте» — наиболее «молодежные» в плане аудитории ресурсы.

Однако при этом меняется характер коммуникации, отметила профессор департамента интегрированных коммуникаций факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ Мария Пильгун. То есть, если еще недавно преобладали диалогическая и полилогическая коммуникативные стратегии (общение с участием двух или нескольких собеседников), то теперь они вытесняются монологическими форматами — неким самодостаточным «вещанием» в интернет-«эфире», которое может иметь разные воплощения.

«Монологи» характерны прежде всего для информативно-аналитического типа поведения в Сети, пишет Пильгун в статье «Основные коммуникативные паттерны в русскоязычной сетевой среде», опубликованной в журнале «Вопросы психолингвистики», 2015, т.2 (24). Из всех возрастных групп этот паттерн наиболее присущ молодежи 21–26 лет, которая проявляет самую заметную интернет-активность. Его доля — 57% среди опрошенных молодых людей этого возраста (в основном, это студенты и начинающие специалисты).

Подробнее об исследовании читайте на экспертном портале ВШЭ.


тэги
читайте также