Политолог Глеб Кузнецов обсуждает полемику вокруг выступления Констатина Райкина: «С Райкиным конечно очень смешная история выходит. Торжество „пакетности“. То есть человек в манифестации своих политических, этических и философско-культурных убеждений не может быть разным. Все — пакетом».
«Если ты был „доверенным лицом Путина“ — люби Мединского и цензуру — так говорят смотрители пакета „либерал“, если ты брал деньги государства — жри все да нахваливай, что делает самый ничтожнейший и проходной чиновник, которого завтра может и не будет — так требуют „консерваторы“. А назначат следующего — узнай, что ему по нраву — и снова жри, похрюкивая от удовольствия.
И ладно бы только у нас это было. Черта с два. Может ли человек выступить за „абсолютную свободу женщин в распоряжении своим телом“ — то есть за аборты и одновременно быть против нынешнего понимания феминизма и гендерного равенства? Черта с два. Определись — ты за „правых“ или за „левых“, за „консерваторов“ или „либералов“», — полагает он.
«И таких примеров куча. Маленькую секту британских левых, которые с какого то испуга поддержали Брекзит — типа „правую“, антиглобалистскую тему — выделяют в отдельное политическое „тело“ и обижают с двух сторон. И так далее и тому подобное. Бесконечно. Можно ли поддерживать Путина, но считать агрессию в Сирии идиотизмом бессмысленным? Имеет ли право американский либерал — сторонник Клинтон — считать глупостью военные упражнения на Ближнем Востоке, а трампист наставать на военных операциях там же? Имеет ли возможность сторонник консервативной модели гей-брака выступать против гей-парадов с перьями в задницах, а широко мыслящий и голосующий за социал-демократов немец — считать сирийских „беженцев“ лжецами, негодяями и угрозой широкомыслящей немецкой цивилизации? Можно ли поддерживать включение индейцев в процессы политические и экономические в Венесуэле и одновременно быть против Чавеса\Мадуро?» — задается вопросами политолог.
«Теоретически — да. Практически — от любого политически активного человека требуется признание определенной политической системы лозунгов „пакетом“, без критики деталей. А если критика эта будет достаточно сильна, то истинно „верующие“ исторгнут паршивую овцу из своих рядов так, что она не успеет и пикнуть. А другие „истинно верующие“ ее ни в коем случае не признают и будут проклинать в том числе и за предательство „ложной“, но веры своих оппонентов. В чистом виде ситуация Реформации. Определись — ты за Папу, или за Лютера. А если ни за того и ни за другого, то лютеране еще и снабдят папистов соломкой, чтобы костер горел ярче. Вот эта „пакетность“ — конечно одно из самых поразительных политических явлений в век, когда формально высшей ценностью объявляется „разнообразие“, „толерантность“ и все прочее в этом роде», — резюмирует Кузнецов.