21 ноября, четверг

Эксперты рассказали о стоимости избирательной кампании для одномандатников

02 сентября 2016 / 15:16

В экспертном сообществе нет единого мнения о том, в какую примерно сумму в среднем по стране могут обойтись выборы одного условного кандидата по одномандатному округу. Политологи и эксперты высказали свои предположения о возможной стоимости избирательной кампании для одномандатников на выборах в Госдуму в 2016 году. В опросе принимали участие 35 федеральных политологов и политтехнологов.

Большинство экспертов (46% респондентов) сошлись во мнении, что избирательная кампания обойдется кандидату-одномандатнику в сумму, варьирующуюся от 50 до 80 млн рублей.

«Во-первых, люди, участвующие в выборах — это люди уже известные и раскрученные. В свою узнаваемость они вложились ранее. Во-вторых, если речь идет о кандидатах от ЕР, то стартовую известность кандидату создают праймериз. На праймериз кандидат не расходует средства. Если говорить о возможности мощного старта, возможности заработать узнаваемость и доверие, то праймериз — это прекрасная возможность для кандидата сэкономить деньги, приобрести умения и навыки, личностный ресурс», — сказал глава Политической экспертной группы Константин Калачев.

«Понятно, что некоторые преимущества даст и принадлежность к тому или иному партийному бренду. То есть, кандидатам от КПРФ, кандидатам от ЕР, как и кандидатам от ЛДПР принадлежность к бренду предоставляет некоторое количество бонусов. Я думаю, что когда кампании стартуют в округах, то и кандидаты, и партии, и региональные власти будут пытаться перевести все в договорное русло; способность договариваться и делиться будут играть даже более важную роль, чем ресурс финансов», — добавил Калачев.

«Крупный бизнес вкладываться в одномандатников и заниматься политикой не готов. Предыдущие уроки — политика отдельно, бизнес отдельно — усвоен. На выборы можно дать любые деньги, можно потрать 100, 150 и 200 миллионов. Будут кандидаты, чей бюджет будет значительно больше 100 миллионов рублей, будут и среди одномандатников такие, чьи бюджеты достигнут от 100 до 300 миллионов. Но лимит для большинства — это 50–80 миллионов. Это та сумма, которая позволяет рассчитывать на привлечение необходимого количества избирателей при условии стартовой известности», — закончил эксперт.

 

В свою очередь, политолог и генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что в среднем по России одномандатники вполне ограничатся еще меньшими расходами — в 30–50 млн рублей на кандидата.

«Главное условие участия нормальных, адекватных одномандатников в кампании, которые рассчитывают на победу — это то, что они должны быть более-менее известные игроки в регионе. Не бывает так, что корабль приплывает с кандидатом, который „пыжиковую шапку уворовал“, и его просто вот избирают за копейки. Если кандидат известен в регионе, у него накопились связи, сетка, он может использовать друзей, знакомых, автомобили и т. д. Все ему будет доставаться в несколько раз дешевле, чем тому кандидату, который приходит из неоткуда, или который вообще не имеет никакой известности. И поэтому расчеты по поводу 100 млн рублей, или 200 млн рублей, это все делается для таких бонз, которые приехали из Москвы и сказали „сделайте мне так, чтобы было красиво“. Но при этом гарантия, что они не изберутся, составляет примерно 75%.

Изберутся люди, которые работают на местах, которых на местах знают. Конечно, если у тебя в кармане немеряно денег, могут тебя избрать, но в реальности тратить деньги на заведомо проигрышную компанию мало кто будет», — сказал Данилин.

 

Глава компании «Минченко консалтинг» Евгений Минченко предположил, что стоимость избирательной кампании кандидата в одномандатном округе способна превысить сумму в 100 млн рублей.

«Округа большие, 500 тысяч избирателей. Необходимо потратиться на достаточно большой объем исследовательских, организационных работ. Реклама, медиа, команда, консультанты — это все не бесплатно. И когда сегодня отдельные кандидаты говорят, что „мы в 200–300 тысяч рублей уложимся“ — это отвратительное фарисейство. За 200–300 тысяч даже в гордуму не проберешься», — сказал эксперт.

«Понятно, что кампанию удешевляет наличие раскрученного кандидата с высокой известностью, с долгой электоральной историей. Но таких у нас единицы, особенно учитывая тот факт, что у нас последний раз выборы по одномандатным округам в Госдуму были в 2003 году. Все эти разговоры „идите встречайтесь с избирателями“ далеки от реальности — действительный охват избирателей в этом случае будет 10–20 тысяч человек. А для победы надо более 100 тысяч голосов. А на встречу с избирателями вы пешком пойдете? Надо будет ехать, где-то людей собирать, не по подъездам же ходить. Если ходить по подъездам, то охват будет 1 000 человек. Все эти вещи многократно просчитаны, никаких секретов здесь нет.

Сейчас мы определяем сметы кампаний для кандидатов — все равно получается даже с суперраскрученными персоналиями 50–80 миллионов рублей. Соответственно, тут вариант такой — начинают искать лазейки. Какого типа могут быть лазейки: либо выдвижение кандидата одновременно по округу и по партийному списку — тогда суммируются расходы на обе кампании; либо выдвижение кандидата в Госдуму и одновременно в региональные законодательные собрания», — закончил Минченко.

Источник


тэги
читайте также