Версия теракта пользуется поддержкой относительного большинства опрошенных. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, каковы первые впечатления россиян от катастрофы российского самолета в Египте.
Катастрофа российского самолета в Египте потершего крушение 31 октября над Синаем, вызвала широкий резонанс в российском обществе: на момент проведения опроса о произошедшем было известно 97% респондентов.
На вопрос о вероятных причинах катастрофы россияне, слышавшие о крушении, отвечают неоднозначно: менее половины всех опрошенных склоняются к версии о теракте, чуть более трети полагают, что трагедия произошла в связи с технической неисправностью самолета. Респонденты старшего возраста (52%), а также москвичи и петербуржцы (55%) чаще говорят о теракте, тогда как молодежь, напротив, скорее склонна объяснять авиакрушение техническими неисправностями (46%). Вариант «ошибка пилотов» выбрали лишь 3% ответов.
Мнения о возможных последствиях для России трагедии над Синаем также разделились: если 47% опрошенных думают, что в жизни страны в целом ничего не изменится, то 41% ожидают определенных последствий, в том числе 25% — «очень серьезных». Те, кто прогнозируют перемены, в первую очередь говорят об усилении проверок и контроля авиакомпаний и аэропортов (15%). Однако чаще отмечают негативные последствия: запрет полетов (прежде всего в Египет) — 9%, ухудшение отношений с другими странами (6%), отток туристов и проблемы туротрасли (5%) и т. д. 7% опасаются терактов.
При этом от российских властей в связи с произошедшим подавляющее большинство наших сограждан ждет определенных действий. Более половины (57%) считают, что властям следует повысить безопасность авиаперелетов, около трети (32%) — усилить меры по борьбе с терроризмом. Еще 28% выступают за приостановку полетов российских самолетов над территориями, где проходят военные действия. Отказ от участия России в войне в Сирии выбирают только 9%. И лишь 2% считают верным ничего не предпринимать. Вопрос предполагал возможность выбора нескольких вариантов ответа.
Алексей Фирсов, директор по коммуникациям ВЦИОМ: «Опрос ВЦИОМ проводился в первые дни после катастрофы, когда версия теракта еще не стала доминировать в информационном поле, но уже тогда респонденты чаще были настроены выдвинуть ее на первое место. Можно уверенно прогнозировать рост этой доли в последние дни; в целом общество, имеющее в своей исторической памяти опыт терроризма, склонно на уровне первой реакции связывать подобные катастрофы с этим фактором.
Следует также иметь ввиду, что падение лайнера стало одной из первых крупных катастроф в период развитых сетевых коммуникаций. Интерпретации подобных событий уже не будут идти только с опорой на федеральные СМИ, но в значительной степени ориентироваться на стереотипы, „экспертизы“, популярные блоги социальных сетей. Этот фактор будет усиливать эмоциональные реакции людей, степень их личного сопереживания».