Не ставшая неожиданностью победа коалиции СИРИЗА на парламентских выборах в Греции неминуемо поставит ряд неудобных вопросов перед Евросоюзом.
Предвыборная программа левых под руководством Алексиса Ципраса не содержит каких-то радикальных и решительных пунктов вроде выхода Греции из зоны евро или состава ЕС. Несмотря на это, все ведущие СМИ и политики Европы, высказывавшиеся по поводу ситуации в Греции, выражали тревогу о судьбе ЕС. И это неслучайно.
Лидеры СИРИЗА неоднократно подчеркивали, что бедственное положение государства (громадный внешний долг — около 175% от ВВП, крайне высокий уровень налогов и безработицы) — следствие «помощи» ЕС и международных финансовых организаций. Преднамеренное банкротство стран и последующее установление полного контроля международного финансового капитала над их экономиками уже неоднократно осуществлялось в целом ряде стран третьего мира. Теперь же этот процесс дошел до Европы, и Греция стала в ней одной из первых, кто испытал давление с целью полного лишения экономического суверенитета.
Тем ценнее успех СИРИЗА, добытый крайне вовремя для необходимых изменений и к тому же в условиях масштабной кампании по ее дискредитации. Подобная тактика позволила в 2012-ом году противникам СИРИЗА праздновать победу, акцентируя внимание на потенциальных рисках нахождения левых сил у власти и обещаниях эффективной помощи со стороны Брюсселя. Спустя почти три года верящих евробюрократам и СМИ из числа греческого и общеевропейского мейнстрима нашлось уже гораздо меньше: «помощь» привела к снижению уровня жизни и увеличению зависимости от диктата Брюсселя. Выборы, назначенные после очередного парламентского кризиса и многочисленных народных демонстраций против правительственной политики тотальной экономии, принесли успех греческим левым. За коалицию СИРИЗА проголосовало по предварительным данным более трети избирателей (около 36%), что на 6−7% больше правящей правоцентристской «Новой демократии».
Работа будущего парламента Греции будет напрямую зависеть от доли голосов, полученных участниками выборов. СИРИЗА имеет некоторый шанс получить единоличное абсолютное большинство в законодательном органе власти. В противном случае, ей придется искать союзников для создания коалиции, которых они могут найти в лице левоцентристов из движения ПАСОК, уверенно проходящих избирательный барьер в 3% голосов. Взаимная неприязнь остальных политических сил, попадающих в парламент, настолько велика, что никак не позволит им создать союз для противодействия левым.
Успех греческих евроскептиков означает, что Греция станет еще ближе к России. СИРИЗА считает страны БРИКС, и особенно нашу страну, ценными партнерами, с которыми крайне необходимо укреплять отношения. Даже прошлое руководство Греции, практически полностью зависимое от Брюсселя и МВФ, занимало сдержанную позицию к антироссийским санкциям. Позиция новой власти еще более понятна: депутаты СИРИЗА в Европарламенте не голосовали за санкции в отношении России. Это означает, что одна из стран Евросоюза может получить руководство, не соглашающееся с официальной европейской позицией в отношении политических и экономических отношений с Россией. И миф об изоляции Москвы «цивилизованным миром» получает очередной удар, уже из страны, считающейся колыбелью западной цивилизации.
Для самого Евросоюза победа СИРИЗА не означает каких-то немедленных потрясений. Несмотря на свое название, радикальные левые под руководством Алексиса Ципраса не собираются после своей победы окончательно рвать отношения с Евросоюзом или отказываться от евро. А их экономическая программа, включающая меры вроде развития экологичных «зеленых» технологий, снижения налогов, увеличения объемов госинвестиций в наиболее важные отрасли, расширения социальной помощи нуждающимся никак не говорит о радикализме ее авторов. Однако если сравнивать ее с господствующими идеями монетаризма, даже такие умеренные шаги выглядят прямо противоположными существующей практике. Победила альтернативная всей современной политике ЕС точка зрения, и европейцы смогут увидеть, насколько она жизнеспособна, пусть и в таких экстремальных условиях, в которых пребывает Греция.
Успех предвыборной агитации СИРИЗА против мер жесткой экономии, к которым Грецию принудили ее кредиторы, прямая критика «большой тройки» (ЕС, Евроцентробанка и МВФ) свидетельствуют о падении популярности идеи единой Европы. Подобные настроения сейчас распространяются в таких странах, как Франция, Италия, Испания. Успех греческих евроскептиков может дать пример и послужить началом общеевропейского процесса пересмотра принципов функционирования Евросоюза и даже самой его необходимости. «Евроразочарование» Греции важно не политической или экономической ролью этой страны в ЕС (крайне малой), а своей психологической и имиджевой составляющей. Поэтому успех, например, новой испанской левой политической силы «Подемос», сейчас находящейся в числе самых популярных в своей стране, не будет совсем неожиданным.
На фоне тревожных заявлений лидеров других европейских стран и брюссельских бюрократов происходит процесс разочарования в ЕС. Вместо решения собственных проблем его руководство в конце 2013 — начале 2014 года приняло решение создавать их у других, прямо поддержав киевский Майдан. Собственная экономическая нестабильность осталась без должного внимания, а проблемы малозначащих стран вроде Греции и вовсе были практически забыты. Успех СИРИЗА — свидетельство того, что такая политика Евросоюза не останется без последствий для него самого.
Простаков Сергей