Сегодня, 18 февраля истекают полномочия Владимира Лукина в должности уполномоченного по правам человека в России. В течение месяца Госдума проголосует за его сменщика. Наиболее вероятная преемница Лукина – экс-глава президентского Совета по правам человека Элла Памфилова, чью кандидатуру внес на рассмотрение Государственной думы Владимир Путин. В правозащитной среде рассчитывают, что новый омбудсмен сможет развить успех Лукина, которому, несмотря на некоторую политическую предвзятость, удалось поднять эту должность на принципиально новый уровень влияния.
Напомним, Владимир Лукин начал работать омбудсменом с 2004 года, оставаясь на посту два срока по 5 лет. Многие коллеги-правозащитники настолько привыкли к нему, что предлагали поменять законодательство, чтобы он смог остаться и на третий срок. Эта идея, по крайней мере публично, не вызвала резкого отторжения у власти. Однако Лукин сам заявил, что готов передать свою должность новому человеку.
В качестве смены ему назывались разные люди. Своих претендентов выдвинули парламентские партии: ЛДПР, например, предлагает депутат Елену Афанасьеву, КПРФ – депутата Олег Смолина. Президент, который также имеет право выдвижения кандидата, предложил Эллу Памфилову, которая сейчас занимается распределением государственных грантов среди правозащитных НКО. Ее кандидатуру поддержали эсеры и единороссы. Хотя обе партии, по разным сведениям, до того имели своих кандидатов, например, от «Единой России» мог быть выдвинут депутат Павел Крашенинников, хотя сам он эти слухи опровергал.
Несмотря на то, что голосовать по омбудсмену планируется не раньше марта, Памфилова уже считается фаворитом. С высокой долей вероятности депутаты поддержат человека, которого выдвинул глава государства. Впрочем, Памфилова - наиболее приемлемый кандидат и для большинства правозащитников.
В частности, председатель президиума общественной организации «Офицеры России», член Общественной палаты Антон Цветков заявил Центру политического анализа, что его организация также поддерживает выдвижение Эллы Памфиловой. По его мнению, если Лукину удалось поднять значимость должности омбудсмена, то от Памфиловой требуется, «чтобы люди начали понимать, чем омбудсмен занимается».
«Лукин больше занимался какими-то политическими моментами и вопросами узкой прослойки людей. А Памфилова должна выстроить конструктивные взаимоотношения с различными общественными организациями, различными слоями населения, различными социальными группами. Вместе они должны осуществлять мониторинг существующих проблем и их решать»
При этом глава «Офицеров России» не считает, что для этого Элле Памфиловой понадобятся какие-то новые полномочия.
«Я считаю, что у омбудсмена и так достаточно полномочий. У него статус человека при президенте. Работать нужно, а не выбивать полномочия», - говорит он.
Поддерживает кандидатуру Памфиловой и старейшая российская правозащитница, глава московской Хельсинской группы Людмила Алексеева (хотя она и была среди тех, кто предлагал Лукину остаться на третий срок). По ее мнению, наилучшим, что может делать преемник Лукина, «это быть посредником между властью и обществом».
«У нас традиционно между ними пропасть. Поэтому быть человеком, которого признавало бы и общество и власть, быть очень трудно. Владимир Петрович [Лукин] эту трудную задачу, я считаю, решил блестяще», - считает Алексеева.
Напомним, что Элла Памфилова однажды уже занимала пост, на котором имела доступ к главе государства России. Она возглавила первый созыв Совета по правам человека при президенте РФ. Однако в 2010 году она добровольно оставила этот пост, объяснив свое решение отсутствием результатов работы.
Госпожа Алексеева говорит, что Элла Памфилова тогда ушла из-за конфликта с Администрацией президента.
«Она почувствовала, что в этих условиях она действительно не может выполнять свои обязанности, и как честный человек предпочла уйти. Сейчас у нее такого рода препятствий не будет»
Член Общественной палаты РФ, глава общественного правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина, конфликт с которой в 2010 году и спровоцировал Памфилову уйти, рассуждает схожим образом. По ее словам, уход Эллы Памфиловой тогда был «эмоциональным решением».
«Это (конфликт – ред.) стал лишь поводом, чтобы сорваться, а какой-то серьезной причины не было. Возможно, действительно она чувствовала, что ей что-то не удается. И когда накапливаются неудачи, раздражение человек в какой-то момент просто эмоционально не выдерживает. Она приняла такое решение. Насколько я помню позицию тогдашней Администрации президента, желания ее удалять не было. Все понимали, что человек немного перенервничал, и какой-то борьбы с ней лично я не наблюдала», - говорит Костина.
В то же время, продолжает она, за минувшие с тех пор годы Элла Памфилова могла убедиться в том, что доверие к ней власти по-прежнему высоко. Не зря именно ей было поручено заниматься распределением государственных грантов среди НКО.
«Мне кажется, что это должно ее как-то убедить, что это очень высокий уровень доверия, а все, что было в прошлом должно остаться в памяти как опыт, который в дальнейшем поможет ей не срываться или отчаиваться. Ей дан карт-бланш, который важно качественно отработать», - говорит Костина.