22 ноября, пятница

Памфиловой никто чинить препятствия не станет

18 февраля 2014 / 02:03
глава московской Хельсинской группы

В российских условиях наилучшим, что может делать омбудсмен, это быть посредником между властью и обществом.

Какие главные достижения, на Ваш взгляд, были у Лукина на посту уполномоченного по правам человека? Что предстоит сделать Памфиловой?

На этот счет нужно делать целый доклад, и не мне, а самому Лукину, потому что я далеко не все знаю из того, что он делал. И он такой доклад представит, когда вернется с Паралимпийских игр. Я этого доклада не видела, первым его увидит президент. После он будет выложен на сайте уполномоченного.

На мой взгляд, одно из важнейших достижений Владимира Лукин в том, что он придал этой должности свойственную ей значимость. Если, например, в Швеции такой пост существует больше полувека, то у нас он новый. И эта должность не предполагает никаких властных функций.

Омбудсмен может писать доклад, о том, что он сделал или что считает нужным сделать, какие стоят вопросы, он может обращаться в Конституционный суд, может обращаться с запросами, но требовать соблюдения прав человека, подкрепляя это властными полномочиями, он не может.

Так вот эта должность стоит в основном на авторитете человека ее занимающего. Если к его голосу прислушиваются представители власти, то только потому, что прислушиваются к нему и признают справедливость его обращений. Если общество держит омбудсмена, обращается к нему со своими проблемами, то он не зря занимает свою должность.

Как обычно бывает, первый блин комом. Олег Орестович Миронов (предшественник Лукина на посту омбудсмена – ред.) очень старался и хотел быть настоящим омбудсменом. Но ему не хватило поддержки со стороны власти и общества.

Это была новая должность, и ни власть, ни общество не осознавали ее важность. Я, честно говоря, тогда думала, что, может быть, только четвертому или пятому омбудсмену удастся придать этой должности большую значимость, а Владимир Петрович сумел сделать это, став вторым.

Сейчас действия омбудсмена освещаются в прессе, власть и общество (прежде всего правозащитное сообщество, которое больше всего в курсе проблем, связанных с положением дел с правами человека) относятся к должности с уважением, считаются с ним, и ему благодаря этому удается сделать многое.

В российских условиях наилучшим, что может делать омбудсмен, это быть посредником между властью и обществом. У нас традиционно между ними пропасть. Поэтому быть человеком, которого признавало бы и общество и власть, быть очень трудно. Владимир Петрович эту трудную задачу, я считаю, решил блестяще.

На ваш взгляд, что движет Эллой Памфиловой в ее готовности стать омбудсменом с учетом того, что она в 2010 году оставила похожий пост главы совета по правам человека из-за того, что разочаровалась?

У нее были проблемы с Администрацией президента. На ее обращениях к президенту и остальным представителям власти встала преграда. И она почувствовала, что в этих условиях она действительно не может выполнять свои обязанности, и как честный человек предпочла уйти. Сейчас у нее такого рода препятствий не будет.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика