Пользователи социальной сети «Вконтакте» протестуют против удаления аудиозаписей со своих страниц по жалобам правообладателей. Одновременно Госдума рассматривает поправки к законодательным актам по вопросам защиты авторских прав в интернете. Эксперты рассуждают о том, как защитить интеллектуальную собственность в эпоху свободного интернета
Пользователи социальной сети «Вконтакте» протестуют против удаления аудиозаписей со своих страниц по жалобам правообладателей. Одновременно Госдума рассматривает поправки к законодательным актам по вопросам защиты авторских прав в интернете. Эксперты рассуждают о том, как защитить интеллектуальную собственность в эпоху свободного интернета.
«Пиратские» скандалы преследовали социальную сеть Павла Дурова со дня ее основания. Однако сегодня музыка на страничке «Вконтакте» – неустранимый элемент образа жизни целого поколения молодых россиян. В качестве видео- и аудиохостинга социальную сеть используют даже те пользователи, которым в силу возраста впору было бы стесняться аккаунта в таком «несолидном» месте. Какой бы естественной ни казалась сложившаяся ситуация, всякому пользователю всегда было понятно, что такое положение дел абсолютно не вписывается в правовое поле.
На прошлой неделе, видимо подгадав к рассмотрению антипиратского закона в российском парламенте, представители крупных музыкальных лейблов объявили крестовый поход против плейлистов российских пользователей. Пользователи сети «Вконтакте» ответили правообладателям всей мощью своих креативных способностей, однако, переименование певицы Ланы Дель Рей в «Ванну без дверей» и другие трюки подобного рода не дали долговременного результата. Композиции исчезают каждый день, и если их не останется вовсе, это вполне может привести к изменению в образа жизни целого слоя российских граждан.
Впрочем, многие эксперты уверены, что победа над пиратством в принципе невозможна на том технологическом уровне, которого достигло наше общество:
«Единственный способ борьбы с пиратством – просто запретить интернет. Другого способа нет» - утверждает исполнительный директор Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов. Он отмечает, что борьба с пиратством ведется в интересах традиционного контентного бизнеса, который предпочитает делать вид, что с тех времен, когда фильмы, книги и музыка были физическим товаром, ничего не изменилось.
«Интернетом мы пользуемся каждый день. Каждый день мы занимаемся копированием информации. Каждый раз, когда мы открываем сайт, мы копируем информацию»
Эксперт убежден, что вопрос авторского права является предметом общественного договора, специфического для каждой конкретной исторической ситуации.
Главный специалист по интеллектуальной собственности ООО КИЦИК ЛАБРЕЙТ.РУ и соавтор некоторых федеральных законов в области авторского права и интеллектуальной собственности Елена Войниканис отмечает, что правовое поле предоставляет достаточно широкий спектр возможностей в том, что касается авторских прав:
«Правовое поле в действительности очень широкое. Здесь есть как жесткие правовые нормы, так и многочисленные модели саморегулирования, то есть какие-то варианты добровольных соглашений, а соглашение – это правовое понятие. Именно в связи с тем, что интернет очень чувствительная сфера в мире тенденция к саморегулированию развивается по нарастающей».
Вместе с тем, Войниканис отмечает, что в России по-прежнему ориентируются практически исключительно на жесткие репрессивные правовые механизмы, принимая во внимание исключительно интересы правообладателей.
В то же время депутат государственной Думы Роберт Шлегель, долгие годы отвечавший за различные государственные проекты в сфере коммуникаций и интернет-технологий, полагает, что поправки в закон о защите интеллектуальных прав, принятые в первом чтении и вызвавшие критику со стороны интернет-сообщества, не имеют «ужесточающего» характера:
«Почему-то об обеспечительных мерах принято говорить как об ужесточении. На самом деле это всего лишь попытка обозначить порядок обращения правообладателей по поводу контента, который они считают нелегальным», - заметил Шлегель в ответ на распространенные опасения массового закрытие интернет-ресурсов в досудебном порядке.
По его мнению, закон следовало бы доработать, оставив за правообладателем возможность решить вопрос о нелегальном контенте напрямую, отправив запрос сайту, который его разместил. Собственно, именно так поступили представители мейджоров Sony, Universal и Warner, по требованию которых администрация «Вконтакте» изымает из свободного доступа контент с конца прошлой недели.