В ноябре Украина планирует подписать с Евросоюзом соглашение об ассоциации. Это сугубо декларативный документ. Однако не исключено, что параллельно будет достигнута договоренность о вступлении страны в Европейскую зону свободной торговли (ЕЗСТ). Именно это обстоятельство уже стало основанием для серьезного охлаждения отношений Киева с Москвой, которой интеграция соседа в ЕС невыгодна из торговых соображений. Конфликт обещает обернуться для Украины радикальным ужесточением таможенных правил с РФ и лишением экономических льгот. Центр политического анализа попытался разобраться, чем и ради чего Украина рискует, а также каковы в данном случае мотивы ЕС.
Начиная с лета 2013 года, отношения между Москвой и Киевом планомерно обострялись. Причиной тому послужило нежелание Украины вступать в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, и напротив – готовность далее продолжать курс на сближение с ЕС. Причем абсолютной неожиданностью как для Киева, так и для Москвы, стало предложение ЕС не просто подписать соглашение об ассоциации, а сразу же начать вступление в ЕЗСТ.
В этом случае Украина для России как торговый партнер тут же теряет ценность. Потому что эта страна становится рынком для сбыта, как полагают эксперты, европейских товаров «второго сорта», которые производятся, например, в Азии, и сейчас, во время кризиса, не пользуются спросом в самой Европе. Причем через Украину (если предположить, что с Россией у нее останется столь же прозрачная граница, как действовала до недавнего времени) этот поток хлынет и в РФ.
России это совершенно не выгодно по целому ряду причин. Во-первых, такие товары не будут облагаться пошлиной как при торговле с Европой напрямую. Это даст им дополнительное конкурентное преимущество перед аналогичными товарами, завозимыми из той же Азии. Во-вторых, они могут не соответствовать российским гостам, т.к. не прошли должную проверку на границе. В-третьих, это будет прямое вторжение рынка ЕС на рынок Таможенного союза.
В связи с этим, начиная с лета, товарный контроль на границах с Украиной существенно ужесточился. Ряд видов продукции был забракован и запрещен для ввоза в Россию. Так российская сторона продемонстрировала, что ждет Украину в случае продолжения интеграции в ЕС. Однако пока, судя по всему, эти меры эффекта не возымели.
Что же заставляет Киев отказаться от экономических выгод вступления в Таможенный союз, например, более дешевых энергоресурсов, дешевого выхода на рынок России, Белоруссии и Казахстана, в пользу ЕС? Большинство опрошенных Центром политического анализа экспертов полагают, что на сегодняшний день эти выгоды либо сомнительны, либо в лучшем случае находятся в эфемерной, политической плоскости.
В частности, по мнению директора Института современных медиа, авторитетного российского эксперта по СНГ Кирилла Танаева, Европу Украина интересует как рынок в 40 млн человек, а также способ «провести орбитную черту восточной интеграции на границе с Таможенным союзом».
«Что от всего этого Украина получит – сложный вопрос. Чтобы получить преимущества от Зоны свободной торговли с ЕС, нужно проводить структурную реформу украинской экономики. А в правительстве [президента Украины Виктора] Януковича в последние три года такие реформы проводить никто не решался. Прежде всего, потому что структурные реформы затронут интересы крупного капитала, который Янукович и представляет»
Речь о развитых на востоке страны бизнес-сегментах: металлургии, производстве удобрений, сельскохозяйственных предприятиях, банках, портовых услугах и пр. Большинства из них, по словам эксперта, таможенные льготы ЕС не коснутся, потому что этих товаров и услуг в Европе и так достаточно.
«Они (европейцы – ред.) всерьез украинский бизнес на свой рынок не пустят, поэтому чего им беспокоится. У них все поделено давно, и прорваться туда с товарами украинского качества сложно. Им опасаться нечего. А так у них появится дополнительная возможность для движения товарных масс. Европа находится в рецессии, и любые такого рода возможности для нее являются интересными», - объясняет он.
Схожим образом оценивает перспективы отношений ЕС и Украины и директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин. Он согласен, что для Киева это, прежде всего, политический союз. Так он удовлетворяет запрос своих элит и части украинцев. Для Европы же Украина - новый рынок. Однако эксперт призывает лояльнее отнестись к выбору Киева, т.к. Украина для России остается стратегическим партнером.
«Меня огорчает в нашей политике вектор рассуждений «или-или». Украина для нас важнее каких-то краткосрочных экономических расчетов. Украина должна быть нашим стратегическим партнером. Поэтому к выбору Украины нужно относиться с большим уважением, чтобы не потерять ее окончательно»
Дынкин полагает, что отношения России с Украиной будут развиваться либо в дружеском ключе по аналогии США и Великобритании, либо враждебно и холодно, как между Великобританией и Ирландией.
Любопытное мнение высказывает главный научный сотрудник Института Европы РАН, кандидат экономических наук, доктор политических наук Игорь Максимычев. В отличие от коллег, он не согласен, что для ЕС Украина представляет хоть какой-то экономический интерес. Товары «Сделано в Европе» и без того хорошо продаются на любых рынках.
«Украину в члены [ЕС] они все равно не возьмут. Им достаточно Греции, Португалии. Того гляди, в пропасть свалится Италия. Еще взваливать на себя Украину никто не будет. Но так же, как в свое время и в отношении Прибалтики – это чисто была политическая акция на ее отрыв от России – Украину пытаются оттянуть»
Для Украины такой выбор может стоить дорого, полагает Максимычев, т.к. страна уже находится в глубоком кризисе и хоть как-то развивается лишь благодаря особым отношениям с Россией. Если их не будет – Украину ждет незавидная судьба.
Спокойнее коллег на возможный будущий мезальянс Украины и ЕС смотрит руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина. Она считает, что этот договор может стать стимулом для модернизации стандартов производства.
«При вступлении в Зону свободной торговли произойдет и корреляция технических стандартов», - считает она.
Для ЕС же, помимо дополнительного рынка сбыта, соглашение с Украиной поможет систематизировать поток трудовых мигрантов из этой страны. На сегодняшний день многие украинцы стремятся уехать на заработки в Европу, но нарушают при этом закон. Свободная зона торговли позволит облегчить контроль за такими мигрантами.
Впрочем, полагает Бабынина, Украине не стоит рассчитывать, что ее рано или поздно примут в ЕС. Эта страна, наравне с Молдавией и Грузией, интересы ЕС лишь как соседи.