26 апреля, пятница

Система приглашает несистемных

19 сентября 2013 / 18:27

Четырехдневный юбилейный Валдайский форум, собравший представителей 34 стран, можно считать уникальным. В нем по приглашению российских властей приняли участие в том числе и отечественные политики, которых еще недавно было трудно представить за дискуссионным столом, организатором которого бы выступил Кремль. Эксперты, рассуждая на эту тему, видят даже в самом факте их участия в валдайском форуме проявление либерализации политической системы в стране.

Юбилейная конференция Международного дискуссионного клуба «Валдай» прошла 16-19 сентября в президентской резиденции «Долгие Бороды» в Валдайском районе Новгородской области, и была посвящена многообразию России, в том числе политическому. Юбилейное заседание Клуба стало самым масштабным и представительным за его десятилетнюю историю. В нем приняли участие свыше 200 экспертов, интеллектуалов, политических и общественных деятелей из 34 стран мира.

В эти дни в фокусе внимания участников находились вопросы национальной идентичности, видения будущего России через призму регионального, конфессионального, этнического и ценностного многообразия, а также через обсуждение глобальных факторов, влияющих на внутреннее развитие страны. Участники также обсудили основные направления развития Евразии, Европы, Азии. Отдельная сессия была посвящена ситуации вокруг Сирии.

В четверг на пленарной сессии, в которой принимает участие Президент РФ Владимир Путин, были подведены итоги четырех дней работы Клуба.

Впервые на Валдай были приглашены и представители оппозиции. Так, в дискуссиях приняли участие сопредседатель РПР-ПАРНАС Владимир Рыжков, экс-кандидат в губернаторы Подмосковья Геннадий Гудков, депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев, член Координационного совета оппозиции Ксения Собчак, а также избранный мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. Панельная дискуссия «Ценностный разрыв» с их участием состоялась в среду.

Один из участников Валдайского форума, экс-депутат Госдумы и экс-кандидат на пост губернатора Московской области Геннадий Гудков говорит о том, что «не зря приехал на форум».

«Вопрос в том, насколько состоявшаяся дискуссия может влиять на политическую ситуацию в стране, - полагает Гудков. - И этот вопрос пока остается открытым».

«Любой диалог оппозиции с властью лучше его отсутствия. Просто пока, на мой взгляд, эффективность диалога не очень высока. И в среду на Валдае, мне кажется, состоялся единственный в своем роде диалог власти с оппозицией. До этого контакты на форуме были более академичны, более общи, например, толерантность, влияние религии и так далее». Эксперт: Гудков Геннадий Владимирович

Гудков отметил, что есть темы, по которым у власти и оппозиции нет разногласий, приведя в пример сирийский вопрос. А вот во внутренней политике, по словам Гудкова, есть разногласия. «Сказать, что мы сильно продвинулись в их устранении пока нельзя. Но в любом случае, сохранение диалога дает надежду на то, что нам все же удастся избежать каких-то масштабных потрясений, - считает Гудков. Хотя не факт. Еще раз подчеркну, должно быть двухстороннее движение».

«Диалог власти и оппозиции пока оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, нам дали возможность высказаться, мы договорились, что диалог нужен. Но вот готовности к модернизации системы я не увидел», - считает Гудков.

«Я никогда не делил оппозицию на системную и несистемную, - заявил Гудков. - К сожалению, у нас сегодня больше кризис в системной оппозиции… А то, что так называемая несистемная оппозиция существует и будет развиваться, поскольку объективно существует значительная часть общества, которая не желает жить по-старому, это правда. Но власть этого упорно не хочет замечать. Она считает, что все рассосется».

Другой участник валдайского форума, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) Валерий Федоров классифицировал российских оппозиционных политиков и отчасти объяснил позицию Гудкова.

«Дело в том, что у нас несистемные политики находятся сегодня в некотором разброде и шатании. Кто-то принял участие в выборах и сделал это неплохо. Кто-то принял участие, но те результаты, которых они добились, их не сильно вдохновили. Кто-то вообще в выборах не принимал участие». Эксперт: Федоров Валерий Валерьевич

Говоря об Алексее Навальном, Федоров отметил, что на его взгляд, он «как был несистемным, так им и остался». «Кроме того, он претендует на единоличное лидерство в лагере несистемной оппозиции, и осуществлять хоть какие-то шаги, которые могут быть восприняты как сближение с властью, для него неприемлемо», - добавил Федоров.

«Ну, а если говорить о более вменяемых, но менее влиятельных политиках, таких, например, как Илья Пономарев или Ксения Собчак, то никто из них не чурается такого рода мероприятий, как Валдайский форум, - заметил эксперт. - Они не чураются диалога с властью. Наоборот, они в нем крайне заинтересованы».

По словам Федорова, «есть и третья группа политиков, которые в этих выборах участвовали, но выступили не ахти как». «В этих рядах, к примеру, Владимир Рыжков, Геннадий Гудков, - уточнил эксперт. - Они сейчас находятся в поиске, им нужно как-то спозиционироваться в новой реальности. Пока они говорят скорее о прошлом, о том, как их якобы нечестно лишили победы. Понятно, что на этом долго не протянешь, нужно искать какую-то новую повестку, новую стратегию. И они находятся в этом поиске».

«Но в целом между оппозицией и властью нет лобового противостояния за исключением антисистемного центра вокруг Навального. Все остальные вполне договороспособны, готовы разговаривать», - подытожил Федоров.

В свою очередь, политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин говорит о том, что на примере Валдайского форума можно говорить о том, что российская политическая система становится более открытой.

По словам Зудина, нынешняя политическая система «создает всем политикам, включая представителям несистемной оппозиции, шанс изменить свое место, шанс побеждать». «Для несистемных политиков это означает выйти из периферии, куда они сами себя загнали, и превратиться в нормальную оппозицию, которая играет по правилам», - уверен Зудин.

«К сожалению, пример Алексея Навального, да и не только его, свидетельствует о том, что далеко не вся несистемная оппозиция хочет воспользоваться этим шансом, шансом стать частью российской политической системы, играть по тем правилам, по которым играют все остальные» Эксперт: Зудин Алексей Юрьевич

Но есть и обратный пример - Евгений Ройзман. «Он приехал на Валдай не только потому, что у него физически есть такая возможность, в отличие от Навального, но и потому что Ройзман вел иную избирательную кампанию, - отметил Зудин. - Он не строил свою кампанию на угрозах в адрес оппонентов, и вообще время от времени заявлял, что он - не оппозиция. При этом Ройзман не менял своих позиций по принципиальным вопросам. Он с самого начала избирательной кампании был настроен на компромисс, говоря о том, что он готов работать с теми, кто уже есть».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
19 сентября / 18:29
Любой диалог оппозиции с властью лучше его отсутствия
Пока эффективность диалога не очень высока {Читайте далее}
Гудков Геннадий Владимирович, экс-депутат Госдумы, кандидат на пост губернатора Подмосковья
19 сентября / 18:31
Между оппозицией и властью нет лобового противостояния
Если не считать людей вокруг антисистемного центра Навального {Читайте далее}
Федоров Валерий Валерьевич, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
19 сентября / 18:32
Не вся несистемная оппозиция способна воспользоваться предоставленным шансом
Для несистемных политиков это означает выйти из периферии, куда они сами себя загнали {Читайте далее}
Зудин Алексей Юрьевич, политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований