Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) выступил с предложением скорректировать правила участия в выборах Госдумы РФ. От сбора 200 тысяч подписей для выдвижения списка предлагается освободить те непарламентские партии, у которых есть фракции в 2−3 региональных заксосбраниях, тогда как по действующему законодательству таким правом обладают партии и с одной фракцией. Политологи и представители «старых» партий идею поддерживают. По их мнению, это стимулирует молодые партии к активной работе. Однако сами новички считают инициативу несправедливой.
Напомним, по действующему законодательству к выборам в Госдуму свободно допускаются все партии, получившие на последних федеральным парламентских выборах более 3% голосов, а также партии, имеющие хотя бы одну фракцию в любом региональном заксобрании. Причем фракция может состоять и из одного депутата, но избранного непременно по партсписку, а не в качестве одномандатника. Всем остальным партиям придется собирать 200 тысяч подписей в поддержку своего выдвижения.
В ИСЭПИ предлагают действующий фильтр усилить: допускать до выборов без сбора подписей партии, у которых есть не мене 2−3 фракций в регионах. Несмотря на то, что с момента либерализации законодательства (облегчение правил создания партий в 2012 году) прошло уже три региональных избирательных цикла, на сегодняшний день среди непарламентских партий предлагаемым ИСЭПИ требованиям соответствуют менее 10 организаций. Проблема в том, что большинство даже активных партий-новичков, как констатируют в ИСЭПИ, участвуют в региональных выборах локально, то есть сосредотачиваются на 1−2 регионах, а остальные обходят стороной. А если фракция хоть в одном регионе уже есть, то и вовсе выборы, подчас, игнорируют. Усиление квалификационных требований должно подстегнуть партии к более активной работе.
«Большое количество партий выбрали участие в выборах в одном регионе, чтобы там попытаться преодолеть этот барьер, и полностью игнорируют выборы в других регионах, — подчеркнул ранее, комментируя инициативу, директор по исследованиям ИСЭПИ Александр Пожалов. — Мы считаем, что эта ситуация не совсем правильная, она не повышает качество конкуренции, и исходя из этого мы предлагаем немного подкорректировать эту модель».
По мнению эксперта, эта норма пойдет на пользу самим малым партиям, которые, если постараются в 2015 году, смогут в 2016 году выступить на выборах Госдумы не просто как статисты, а в качестве реальных политических сил с опытом.
Однако в непарламентских партиях эту идею не оценили. В частности, председатель ЦК партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин считает предложение ИСЭПИ излишним.
«За [прошедшие с момента изменения законодательства] 3 тура выборов из 80 непарламентских партий только 10 смогли получить региональное представительство. Это при том, что, например, партия „Патриоты России“ существует уже 10 лет, а значит, имеет больший потенциал [чем остальные непарламентские партии], а партия „Родина“ вообще когда-то была парламентской партией. Партия пенсионеров также имела и фракцию, и потенциал», — отмечает он.
«Фактически из всех новых партий буквально единицы, включая нашу партию, смогли преодолеть барьер. Это свидетельство того, что это очень труднопреодолимый квалификационный барьер, которого уже достаточно. Тем более до выборов в Госдуму остался только один тур региональных выборов. Если сейчас поменяют законодательство, то там может начаться бойня новых партий», — говорит он.
В свою очередь прямые конкуренты «Коммунистов России» — КПРФ — идею ИСЭПИ поддерживает.
По словам секретаря ЦК партии по правовым вопросам Вадима Соловьева, «если у партии есть 2−3 фракции — это показатель того, что партия уже серьезно работает и к федеральным выборам готова».
Отметим, что для старых партий ужесточение квалификационных требований технологически выгодно, т. к. их оно никак не касается, зато отсекает лишних конкурентов из числа новичков.
Впрочем, политологи таких пессимистичных оценок не разделяют. Например, руководитель PR-агентства «Глейпнир» Алексей Громский считает, что реально активным молодым партиям нововведение никак не помешает, зато отсечет недееспособные организации.
«Лишь некоторые из малых партий „легли“ на взаимоотношения групп политического влияния в регионах, и это является достаточным основанием для некоторого „ужесточения“ законодательства о доступе к участию в выборах депутатов Госдумы, — поясняет он. — Это не отказ от „либерализации“, это приведение ситуации в соответствии со здравым смыслом и „региональными раскладами“», — поясняет он.
«Те партии, что зарекомендовали себя в регионах, например, в ходе недавних масштабных региональных и муниципальных выборах, уже сформировали по нескольку фракций в регионах. Пусть и из одного депутата, который часто и являлся основным спонсором кампании. Для них озвученные предложения изменений в политическом сценарии на ближайшие годы не принесут», — добавляет он.
Напомним, ИСЭПИ возглавляет бывший заместитель начальника Управления Президента России по внутренней политике Дмитрий Бадовский, который ранее неоднократно выступал в роли вдохновителя преобразований избирательной системы. В частности, считается, что именно с аналитической записки ИСЭПИ начался новый виток реформы местного самоуправления.
Александр Дюпин