Пока в Москве и других российских регионах избиратели выражают отношение к итогам выборов на митингах, а политологи анализируют специфику обновленного политического ландшафта, жители подмосковного городка Видное сутками напролет дежурят у последнего оставшегося избирательного участка, пытаясь не допустить махинаций при подсчете голосов. Несмотря на пристальное внимание горожан, члены избирательной комиссии в буквальном смысле утопили в луже мешок бюллетеней с того избирательного участка, на котором лидировал оппозиционный кандидат. Корреспондент Центра политического анализа побывал на «народном сходе» в поддержку кандидата Александра Баюклина и побеседовал с участниками противостояния о том, что же произошло в городе.
8 часов вечера, сумерки, по небу летят рваные тучи. Горожане стягиваются к памятнику Владимиру Ленину, расположенному на площади напротив городской администрации – здесь назначен народный сход в поддержку кандидата Александра Баюклина – главного соперника и конкурента действующего главы городского поселения Сергея Троицкого.
Площадь оцеплена полицией, в отдалении стоят несколько автозаков. Уличное освещение не работает. Выключение электричества стало своего рода визитной карточкой этой кампании в Видном. Именно под предлогом отсутствия электричества накануне – в ночь с 8 на 9 сентября на участке, расположенном в 7-й школе, был прерван подсчет голосов.
Мрак прорезает фонарь, вынесенный на площадь московским блоггером Виталием Шушкевичем.
«Воры и взяточники любят делать свои дела в темноте», - отмечает Шушкевич и приступает к раздаче туристических налобных фонариков.
Сергей Троицкий действительно буквально за пару недель до дня голосования был пойман на взятке в 500 тыс. рублей. Правда, сразу же после задержания почему-то оказался не в тюрьме, а в реанимации. Впрочем, болезнь чиновника оказалась непродолжительной. Четыре дня спустя после госпитализации
Троицкий лично присутствовал на Дне города. Никаких комментариев от администрации в связи с задержанием, болезнью и чудесным выздоровлением Сергея Троицкого так и не последовало. Видновчане подозревают, что речь идет о банальной симуляции. Кроме того, большинство сходится в том, что именно перспектива уголовного дела, которое по некоторым данным может быть заведено уже на этой неделе, заставляет Троицкого мертвой хваткой цепляться за свой пост.
Собравшаяся публика достаточно разношерстна. Тут и представители видновского среднего класса, из тех, что выплачивают ипотечный кредит за квартиры в новостройках, и обитатели двухэтажных коттеджей из красного кирпича, построенных немецкими военнопленными – представители рабочих династий (город возник как рабочий поселок для работников МКГЗ), здесь и немногочисленная, но шумная прослойка видновских хипстеров, а так же, разумеется, мощный кластер пенсионеров.
Ядро группы поддержки Баюклина составляют активисты Инициативной группы в защиту Тимоховского оврага. Речь идет о городской рекреационной зоне, которую полтора года назад городские власти пытались отдать под строительство коммерческой недвижимости. Благодаря усилиям ряда активистов, среди которых стоит назвать в первую очередь младшего научного сотрудника Мехмата МГУ Анатолия Хомякова, проект застройки был закрыт, а вместо новостроек, гаражей и офисных центров в Тимоховском овраге начали строить парк. Подобный крутой разворот оказался возможным благодаря вмешательству губернатора Андрея Воробьева, дважды посетившего зону конфликта. Однако помимо парка с дорожками, беседками и бесперебойным wi-fi благодаря конфликту вокруг оврага в Видном сформировалось своего рода гражданское общество. Конфликт вокруг Тимоховского оврага сопровождался взрывным ростом «видновской идентичности» в среде молодых образованных горожан. Сегодня представители этой среды получили почти половину кресел в Городском совете депутатов.
«Вы ведь живете в Москве, да? - спрашивает у Шушкевича молодая видновчанка, - сейчас все разойдутся, а вы просто сядете в автомобиль и уедете?» - «Я никуда не уеду, пока не добьюсь справедливого подсчета голосов! Если только меня не вывезут отсюда в автозаке», - отвечает блоггер.
К 22.30 люди перемещаются с Советской площади к зданию 7-й школы, где до сих пор идет подсчет голосов. Голоса считают уже вторые сутки. За все это время кандидат Александр Баюклин ни разу не сомкнул глаз. Он – один из немногих допущенных к наблюдению, - следит за каждым движением членов комиссии. Окна освещены – видновчане внимательно следят за происходящим с улицы. Пару раз в окне показывается лидер и машет рукой сторонникам. В какой-то момент до собравшихся доходит новость о том, что мешок с бюллетенями с участка №1262, где с большим перевесом лидировал Баюклин... упал в лужу. Для Баюклина это означает не только поражение в гонке за кресло главы городского поселения, но и непрохождение в городской совет депутатов. У толпы начинают сдавать нервы. Некоторое время звучат лозунги на тему «мокрых выборов».
Ближе к 12 часам ночи к школе подъезжает депутат государственной думы и кандидат в губернаторы Подмосковья Александр Романович. Его не пускают в здание. Депутат звонит в милицию, ЦИК и ряд других инстанций, дает несколько комментариев и уезжает. Через некоторое время возле школы появляется доверенное лицо Геннадия Гудкова, политик также пытается прорваться сквозь оцепление, но терпит сокрушительное фиаско. Пригрозив полицейским уголовными делами и призвав собравшихся не расходиться, помощник Гудкова покидает ночной лагерь в поддержку Баюклина.
Эпицентром спорадических конфликтов на политической почве становится мужчина, ожидающий у входа в школу свою супругу – члена избирательной комиссии. Он пытается убедить участников муниципального «Оккупая» в том, что своими действиями они только мешают оперативному подсчету голосов.
«Что вы о себе возомнили? Вы даже не сотая часть видновчан! - обращается мужчина к собравшимся, ряды которых действительно понемногу начинают редеть, - я объясню вам, почему я здесь! Я здесь, потому что я беспокоюсь за свою жену. Я боюсь, что на выходе с участка обезумевшая толпа набросится на нее и разорвет в клочья!».
Если учесть, что участники стихийного собрания избегают оскорблений даже в адрес сотрудников полиции и вообще демонстрируют редкую миролюбивость, опасения мужчины кажутся беспочвенными.
Около 10 утра во вторник были, наконец, объявлены неутешительные результаты. Не спавшего трое суток Баюклина встретила на пороге школы группа поддержки в составе 15 человек. Комиссия объявила оппозиционному кандидату о поражении, однако, напряжение в городе только растет. Ситуация уже привлекла внимание федеральной прессы. Ряд экспертов полагает, что без перевыборов из этого виража выйти не получится.