Нобелевская премия мира потеряла свое значение и ей снова придется завоевывать авторитет. Награждение в этом году является первым шагом на этом пути. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
Лауреатами Нобелевской премии мира за 2014 год стали пакистанская правозащитница Малала Юсуфзаи и борец за права детей Кайлаш Сатьяртхи из Индии. Об этом 10 октября объявил глава Норвежского нобелевского комитета Турбьёрн Ягланд.
«Премия присваивается лауреатам этого года за их неутомимую борьбу против угнетения детей и подростков и за защиту права всех детей получать образование, — говорится в распространенном комитетом заявлении. — Дети должны посещать школы, их финансовая эксплуатация недопустима».
Юсуфзаи, которой в этом году исполнилось 17 лет, стала самым молодым в истории лауреатом престижной награды. Уроженку округа Сват номинировали на премию депутаты норвежской Рабочей партии. История Малалы началась в 2009 году, когда ей было 11. Она завела интернет-блог, в котором рассказывала о своей жизни и учебе в одной из школ Свата, где в то время продолжалось вооруженное противостояние между правительственными войсками и исламистами, которые запретили девочкам получать среднее образование.
«Дневники пакистанской школьницы» публиковались всемирной службой Би-би-си. С годами известность девочки росла — она давала интервью западным СМИ, стала героиней нескольких документальных фильмов, начала принимать активное участие в работе местной комиссии по правам детей. В октябре 2012 года на нее совершили покушение боевики движения «Талибан». Девочка чудом выжила после пулевого ранения в голову и шею и после лечения в Великобритании продолжает борьбу за право женщин на образование. В июне прошлого года она выступила в ООН с речью, которую называют одной из самых сильных среди тех, что были когда-либо произнесены в стенах нью-йоркской штаб-квартиры всемирной организации.
Сатьяртхи — известный в Индии политический активист, неоднократно организовывавший мирные выступления и гражданские кампании, направленные против трудовой эксплуатации несовершеннолетних.
Публицист Исраэль Шамир не считает выбор нобелевского комитета неожиданным.
«О пакистанской активистке, пострадавшей от Талибана, говорят уже несколько лет», — пояснил он.
Шамир считает отрадным тот факт, что премию не дали «Новой газете», которую выдвинул на соискание Михаил Горбачев.
Он не высоко ценит статус премии: «Нобелевская премия мира — та еще холера. К тому же она не настоящая, а примазавшаяся», — отмечает он.
Профессор РГГУ Сергей Черняховский указывает на то, что по ряду номинаций (литература и премия мира) присуждения нобелевских премий часто имеют политизированный характер.
«Я не придавал бы выбору Нобелевского комитета особого значения после того как премию мира присуждали Сахарову, Горбачеву и Обаме. После этого говорить об объективности и авторитете премии не приходится», — говорит он.
По словам эксперта, присуждение премии Обаме выглядело анекдотом.
«Он причастен к большему количеству агрессий чем Гитлер перед Второй мировой!», — негодует Черняховский.
Политолог убежден, что Нобелевский комитет давно утратил моральные ориентиры в своей деятельности и, осознав это, старается присуждать премии тем, кого никто не знает и не может выбор осудить.
«К сожалению, нобелевская премия мира утратила свою реальную значимость. Сейчас сами номинанты удивляются тому, что получили награду. А я бы не удивился, если бы сейчас премию мира присудили премию мира Ярошу или Яценюку», — заключает он.
Андрей Тихонов