22 июня 2013 года, в День памяти и скорби, в Мытищах было открыто Федеральное военное мемориальное кладбище. Здесь будут торжественно хоронить тех, кто имеет особые заслуги перед Отечеством. По сообщению ряда СМИ в мытищинский пантеон-колумбарий могут быть перенесены урны с прахом военачальников, государственных деятелей, ученых и космонавтов, захороненные у Кремлевской стены. Оказалось, что тема гробниц на Красной площади до сих пор остается болезненным вопросом, вносящим раскол в российское общество
22 июня 2013 года, в День памяти и скорби, в Мытищах было открыто Федеральное военное мемориальное кладбище. Здесь будут торжественно хоронить тех, кто имеет особые заслуги перед отечеством. По сообщению ряда СМИ в мытищинский пантеон-колумбарий могут быть перенесены урны с прахом военачальников, государственных деятелей, ученых и космонавтов, захороненные у Кремлевской стены. Оказалось, что тема гробниц на Красной площади до сих пор остается болезненным вопросом, вносящим раскол в российское общество.
Кладбище в Мытищах задумывалось как аналог американского Арлингтона - национального кладбища в пригороде Вашингтона, основанного в 1865 году на земле, конфискованной у генерала Роберта Ли, главнокомандующего армией Юга. В Мытищах, как и в Арлингтоне, планируется хоронить военных героев, государственных деятелей и других людей, имеющих неоспоримые заслуги перед страной. Между тем, открытие кладбища, включающего крупный пантеон-колумбарий, поставило вопрос о Некрополе, выполнявшем аналогичные функции еще с ноября 1917 года, а именно – о комплексе захоронений у Кремлевской стены.
Главный архитектор мытищинского кладбища Сергей Горяев отметил, что 150 колумбарных ниш отведено специально для возможного переноса урн с прахом людей, замурованных в Кремлевскую стену. Несмотря на то, что решение о переносе так и не подтвердилось, реплика Горяева в очередной раз актуализировала дискуссию о роли символического наследия СССР в современных общественно-политических реалиях.
Писатель Захар Прилепин утверждает, что российскую власть пугает мистическая сила, которую хранят останки творцов советской империи. По утверждению писателя, несмотря на свой внешний рационализм, представители постсоветской государственности инстинктивно стремятся обезопасить себя от влияния «красных богов». Прилепин сравнивает возможное перезахоронение героев советской эпохи на Мемориальном кладбище в Мытищах с заключением останков в «атомные хранилища под Чернобылем».
Писатель развенчивает расхожий миф о неуместности некрополя в центре мировой столицы:
«Гробницы стоят во всем мире: Наполеона например, да кого угодно! В Австрии только недавно снесли памятники родителям Гитлера. А у нас речь идет не про Гитлера. Люди, которые там похоронены, огромное количество из них – это великие люди. Люди, которые определяли жизнь не только России, но и всего человечества».
И сам глава государства, высказываясь по смежной проблеме – выносе тела Ленина из мавзолея – подчеркнул, что коммунистическая традиция отношения к покойным героям во многом переосмысляет церковное предание, и в этом смысле вполне соответствует мировосприятию российских граждан: « ...поезжайте в Лавру, на Афон, там мощи святых людей, и этом смысле коммунисты традицию перехватили, сделали это грамотно, сделали это в соответствии с потребностями своего времени», - сказал Владимир Путин на встрече с доверенными лицами в декабре 2012 года.
Историк Ирина Чечель рассматривает вопрос перезахоронения в контексте переопределения той ценностной рамки, которая формирует политический курс российской власти в последние полтора года. Чечель уверена, что идеология третьего срока Владимира Путина создает возможности и предпосылки для решения в т.ч. столь болезненных политических вопросов, как переосмысление наследия советской эпохи:
«Определенные наметки уже есть: представление общего опыта как морального опыта, представление исторической памяти как морального вопроса, ценность которого – не предмет дискуссии. Конкурировать в вопросе осмысления исторического прошлого сейчас как-то не модно» - отмечает эксперт.
По мнению Ирины Чечель концепция «подавляющего большинства», выступающего одновременно в роли «большинства морального», поможет преодолеть те болезненные расколы, к которым ранее вели любые попытки дискуссии на тему исторической памяти.
В то же время некоторые эксперты полагают, что тема перезахоронения героев советской эпохи не имеет никакого принципиального значения.
Писатель Михаил Веллер убежден, что дискуссии о перезахоронении Ленина, Сталина и деятелей советской эпохи только отвлекают общество от реальных проблем.
Кинорежиссер Сергей Угольников также уверен, что перенос захоронений (даже если он состоится) – всего лишь повод для очередного медийного скандала. По мнению Угольникова перезахоронение – отличная возможность самовыразиться для коммунистов, имперцев и национал-демократов:
«Можно, конечно, в очередной раз потрепать всю эту братию, только зачем это надо?» - недоумевает режиссер. Угольников полагает, что подлинный исторический смысл некрополя у Кремлевской стены давно утрачен и не интересен никому кроме «узкой группы политических мастадонтов и бронтозавров».