8 апреля в гостинице InterContinental Moscow–Tverskaya прошла международная конференция «Городская среда. Перезагрузка». Мероприятие было проведено медиахолдингом «Эксперт» при поддержке рабочей группы «Качество жизни» Общероссийского народного фронта в рамках проекта «Как сделать российские города комфортными». Чиновники, архитекторы и ученые далеко не первый раз идут в дискурсивную атаку на угрюмые формы городской жизни современной России. Вне зависимости от реального успеха предлагаемых подходов, российский урбанистический дискурс за последние четыре года стал самостоятельным культурным явлением, представляющим важный интерес.
Это может показаться невероятным, но Украина – совсем не единственный источник тем для дискуссий. Более того, на некоторых публичных интеллектуальных мероприятиях в центре Москвы – вообще ничего не говорят про украинцев, американцев, дончан, крымчан и прочих героев полюбившегося нам сериала. Можно как угодно к этому относиться, но есть и другие сюжеты на этой земле. Они, быть может, не имеют драматического размаха внешнеполитической игры (притом, малопонятной стороннему зрителю), но зато – касаются каждого из нас персонально. Как-никак, городская политика делается не просто в нашей стране – она делается прямо у нас под ногами.
Согласно «экспертовскому» пресс-релизу мероприятия, Россия прозевала смену парадигм в урбанистике, случившуюся порядка тридцати лет назад. И теперь должна срочно наверстывать упущенное – вооружаться высоким качеством жизни, изнурительно тренировать гуманность, локальность и публичность городских форм жизни. Окучивать, выращивать, пропалывать и заговаривать умнейшими словами то, из чего однажды сможет произрасти она – городская среда современного европейского мегаполиса - доступная и нюансированная, инклюзивная и культурно окрашенная, насыщенная высоковитаминным продуктом социальной солидарности, пропитанная духом локальных сообществ.
Попыткой как можно скорее разделаться с этим неприглядным отставанием от западной интеллектуальной моды можно объяснить оглушительный успех урбанистки в России. Приблизительно с 2010 года слова «город», «горожанин», «среда», «локальное сообщество», «общественное пространство» и прочие стали мелькать в публичной речи с такой частотой, что человек, не знающий об этом прекрасном мире сегодня, был бы подобен тому, кто в конце девяностых годов никогда не слышал группу «Руки вверх». Когда-то ребята хотели быть космонавтами, потом – рэкетирами, а сегодня они хотят трамвай… скоростной (мальчики, все же).
Очередной международный ивент по данной тематике – на сей раз организованный медиахолдингом «Эксперт» - не слишком выделялся на фоне других мероприятий этого профиля, будь то Московский урбанистический форум, «Умный город будущего» или лекция какого-нибудь заграничного мэтра в институте «Стрелка». Роскошный отель, несколько крупных чиновников, несколько социально-ответственных бизнесменов, парочка практикующих архитекторов, транспортников, градостроителей, выписанный из-за границы эксперт и, разумеется, небесное создание, олицетворяющее хипстерскую интеллигенцию. Все коммуникативные регистры заполнены, а значит – симфония состоялась: кто делает урбанистку в России сегодня? Девелоперский бизнес, нуждающийся в публичном профиле. Прогрессивное чиновничество в поисках новых правильных слов. Все сорта начальников строительства и ЖКХ. Специалисты по рекламе, стартапам, инновациям и современному искусству. Специалисты по городским историям. А также – задумчивые молодые интеллектуалы с мягкими чертами лица и смешными прическами. В свое время другой интеллектуал обозначил их как «смешных волосатиков». Каждая из этих групп в отдельности могла бы существенно повысить капитализацию чего угодно. Но вместе – они могут больше.
Открывающей темой конференции стал переход от микрорайонной к квартальной застройке. Заместитель главного архитектора ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» Дина Дридзе отметила, что для своего времени микрорайоны (разработанные великими архитекторами Советского союза) были в полной мере оправданны социалистической позицией в вопросе о различении частного и общего. Там, где двор, аллея и детская площадка не принадлежат ни одному из однотипных домов в отдельности, возникает своего рода общественное пространство советского образца. Если декаденты из проекта «Археология периферии» буквально воспевали микрорайон как оттиск модернистской утопии - мечты о городе-саде, то госпожа Дридзе любого бы спустила с небес на землю. Выпуская ребенка во двор в квартале, вы хотя бы понимаете, куда он пошел. А в микрорайоне? Маленький искатель приключений может отправиться в чрезвычайно дальние странствия и все равно не соврет, сказав маме с папой, что был во дворе.
Да и в целом, к чему не сказать очевидное? О бесперспективности социализма говорит хотя бы тот факт, что ни в чьем микрорайоне здоровые лбы постоянно ломают карусели, алкоголики блаженствуют в песочницах, а тинейджеры мочатся в мусоропровод. В квартале такого куда меньше: здесь исчезает обширная зона ничьей земли и сразу же возникает чувство собственности. Между публичной улицей и приватным внутренним двором формируется новая идентичность русского хозяина, русского буржуа. «Мы понимаем, что это принцип, а не догма. И это не означает, что нужно разлиновать все пространство в клеточку. Но принцип проницаемости, связности, защищенности дворовых пространств и четкого отделения приватной территории от общественной нам кажется вполне правильным и очевидным», - не ссылаясь на классика нового урбанизма Джейн Джейкобс, подытожила свое выступление госпожа Дридзе.
Помимо прочего, квартальная застройка считается более интересной, чем корбюзьеанская панельная монотонность советской среды обитания. Существенно, что здесь также исключено многоэтажное строительство (более 9 этажей). Именно очеловечиванию и облагораживанию типового жилья эконом-класса было посвящено выступление главного архитектора Московской области Алексея Воронцова. Он горько посетовал на то, что в милые городки вроде Звенигорода механически переносятся типовые серии домов из Москвы и соседних регионов. Доходит до того, что затруднительно понять, где ты: в пресловутой «подмосковной Швейцарии» или в спальном районе нашей мрачной столицы?
Чтобы покончить с этой печальной практикой, для всех подмосковных городов были разработаны индивидуальные нормативы этажности. В каждой из 77 территориальных единиц верхняя планка высоты строений поставлена в зависимость от числа жителей, культурной значимости исторической застройки города, от развитости дорожной сети. В любом случае, все вопросы строительства домов выше 9 этажей будут выноситься на общественное обсуждение. Эксперт специально оговорил, что ограничения по высоте зданий ни при каких обстоятельствах не коснутся религиозных сооружений. Позиция главного архитектора состоит в том, что высота культовых сооружений не должна определяться ничем другим, кроме традиции, стоящей за конкретными конфессиями. Таким образом, «подмосковная Швейцария» отличается от настоящей тем, что никому не придет в голову собраться и общим решением жителей запретить минарет.
Ряд шагов будет сделан и в том, что касается эстетики типового жилья: «Все немного устали от неумелых упражнений в классицизме, неоклассицизме или в стиле сeцессион, который у нас всегда назывался модерном», - посетовал градостроитель. Воронцов убежден, что работа с великими историческими стилями требует необычайно высокого профессионализма, а в исполнении недоучек такие игры вызывают лишь раздражение. С этим связано настойчивое пожелание ориентироваться на актуальные архитектурные сюжеты: «Мы предпочитаем, чтобы в стилистике преобладали сегодняшние модные тренды, предоставляющие значительное разнообразие как пластических, так и функциональных решений», - объяснил свою позицию главный архитектор Подмосковья.
Глава и владелец бюро «Яузапроект» Илья Заливухин как всегда гнул свою линию: «Проблему нельзя решить на том уровне, на котором она возникла. Нужно подняться на уровень выше. Так сказал, по-моему, Альберт Эйнштейн. И это в полной мере применимо к проблеме Москвы, решить которую можно лишь в рамках Московского региона». Не будем пересказывать всем известную концепцию улично-дорожной сети, где улицы и дороги разведены по параллельным мирам. В конце концов, градостроитель совсем недавно представлял мастер-план своей Москвы в Музее архитектуры. Кому вообще нравятся гибриды? Любой водитель изредка вынужден перейти Ленинградский проспект. Тут и мелькнет запоздалое: а ведь баррикада между пешеходами и водителями в основном иллюзорна!
Молодой человек по имени Глеб Витков, ранее имевший бизнес, а теперь ставший ученым, рассказал о своих муниципальных штудиях в рамках проекта «Стрелки» по вовлечению жителей в политику благоустройства территорий. Генеральный директор компании «Проект 21» Анести Ксинопуло – о том, что он называет «биоархитектурой»: такие дома с кривыми стенами. Но здесь у него вышла пикировка с Воронцовым, который все-таки настаивал на превосходстве прямоугольных домов.
Мэр Тольятти Сергей Андреев пожаловался на то, что ни в одной стране мира нельзя найти такое количество собственников в одном строении. Арендатора-то владелец всегда может «поставить перед фактом», а вот убедить призеров приватизации залатать крышу или переоборудовать подвал, попросту невозможно с правовой точки зрения. Господин Андреев высказал надежду, что какие-то инструменты принуждения здесь все же появятся.
Создатель дизайн-бюро Wowhaus Дмитрий Ликин рассказал все, что мы хотели знать, но боялись спросить о Крымской набережной. В основном люди хотели знать, куда делись бюджетные миллиарды, а также за что авторы концепции так ненавидят горожан, осложняя их естественные перемещения такими «пространствами».
Директор по проектированию Rose Group Сергей Крючков заявил, что секрет успеха в бизнесе: не врать и не воровать. Тогда к тебе потянется средний класс, то есть люди с чувством собственного достоинства и запросом на «сообщество». Это господин Крючков про свой продукт «Микрогород в лесу» говорил. Не прямо про него, конечно – иначе это какая-то реклама была бы – а скорее про социальный аспект территориального планирования на примере замечательного лесного городка для маленькой, но креативной и дружной компании представителей среднего класса.
Здесь кто-то из старорежимных градостроителей вспомнил, что из всех бесчисленных вариантов употребления выражения «средний класс», больше всего ему запомнился эпизод, случившийся с ним на Украине. Украинский приятель, сидя за рулем собственного лимузина, жаловался на проблемы со средним классом: «Зажимают, давят. Первые 5-10 млн долларов заработать дадут, а потом – все, потолок, наверх не пускают». И как тут не задумаешься о том, что деньги в жизни не главное. И на пять миллионов прожить можно. А вот без достоинства – никак.