Протестные акции в саратовском райцентре Пугачев продолжаются уже несколько дней. Эксперты сходятся во мнении, что бытовой конфликт, унесший человеческую жизнь, и вызвавший недовольство горожан, кроме фактического разрешения требует и более глубокой оценки. И уже начали появляться «рецепты», как избежать или хотя бы нивелировать подобные ситуации в будущем
Напомним, в конце прошлой недели в Пугачеве произошло убийство, которое как считается, совершил выходец из Чеченской республики. Военнослужащий Руслан Маржанов в минувшую субботу поссорился со своим двадцатилетним сверстником у кафе «Золотая бочка». В перепалку был также вовлечен шестнадцатилетний младший брат выходца из Северного Кавказа. В драке подросток нанес Маржанову «множественные колото-резаные ранения грудной клетки». От полученных ран, несмотря на оказанную медицинскую помощь, потерпевший скончался в медучреждении. Подозреваемый в убийстве был задержан по горячим следам, суд вынес решение о его аресте на два месяца.
За этими событиями последовали массовые акции с участием жителей Пугачева, ими несколько раз перекрывалась трасса федерального значения Самара-Волгоград.
В среду в Пугачев прибыли полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич и губернатор Саратовской области Валерий Радаев. В город для расследования резонансного убийства местного жителя прибыла также группа следователей и криминалистов из Москвы, поскольку руководством СК РФ принято решение передать расследование дела в производство Главного следственного управления. Дело принял в производство старший следователь по особо важным делам при председателе СК РФ генерал-майор юстиции Владимир Костин. На ближайшие дни назначен ряд экспертиз по делу, в том числе ситуационная экспертиза, так называемый следственный эксперимент.
Между тем, начальник ГУ МВД РФ по Саратовской области Сергей Аренин сообщил, что в Пугачеве полицейскими и сотрудниками Федеральной миграционной службы (ФМС) проводятся обходы жилых домов на предмет проверки паспортного режима.
Примечательно, что о «полицейском развороте» в отношении ФМС во вторник заговорил депутат Госдумы Михаил Старшинов, избранный в нижнюю палату российского парламента по квоте Общероссийского народного фронта. По итогам своей поездки в Пугачев Старшинов заявил, что ОНФ предлагает расширить полномочия ФМС, предоставив ведомству некоторые полицейские функции. С помощью этих функций, по мысли депутата, сотрудники ФМС «могли бы контролировать внутреннюю миграцию и не допускать возникновения межнациональных конфликтов, подобных произошедшему в Пугачеве». «Необходимо срочно увеличить финансирование ФМС и увеличить ее численность», - отметил он, добавив, что численность всех сотрудников ФМС в Пугачевском районе - 6 человек на 41 тысячу населения города.
«На них не распространяются полномочия по закону об оперативно-розыскной деятельности, они не могут проводить превентивные мероприятия, собирать информацию, но требования к ним общество предъявляет, - пояснил Старшинов, которого цитирует ИТАР-ТАСС. - То есть налицо абсолютное несоответствие проблемы фиктивной регистрации и внутренней миграции и тех сил, которые уделяются по решению этой проблемы».
Впрочем, не все представители Госдумы разделяют позицию Старшинова. Так, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов заявил, что стоит «осторожно относился к наделению дополнительными функциями силовых ведомств».
«Если говорить о ситуациях, которые трактуются как конфликты на национальной почве, я бы не смешивал конфликты между национальными группами, объединениями и конфликты, связанные с разным воспитанием в разных семьях, - считает Костунов. - То, что касается трагедии, произошедшей в Пугачеве, здесь нужно наделять дополнительными функциями и брать под дополнительный контроль систему образования России. В стране все, начиная с детского сада, должны получать одинаковое воспитание с одинаковыми светскими ценностями».
Костунов уверен, что уже на уровне школ следует проводить работу, «чтобы какие-то отдельные манеры не привели к трагедии».
«Это будет более эффективно, чем «бить по хвостам». Ведь когда к конфликту подключается ФМС и полиция, значит что-то упустили на уровне образования. Сегодня же нельзя делить наших граждан на «более опасных» и «менее опасных», должно пройти время и система образования разрешит этот вопрос»
Наделение ФМС дополнительными функциями приветствует и руководитель информационно-правового центра «Миграция и закон» Гавхар Джураева.
«Я поддерживаю предложение депутата и считаю, что ФМС нужно укреплять.- Я очень давно возмущаюсь по поводу того, что мы никак не поймем: если миграция внутренняя и внешняя влияет на межнациональные отношения в России, то она становится элементом безопасности страны».
Ссылаясь на европейский опыт, Джураева отмечает, что в России «могут нарастать те тенденции в области межнациональных отношений, которые нам совершенно не нужны». «У нас должен быть свой специфический путь преодоления этих трудностей, конечно, с оглядкой на то, что делают другие, но все же по-своему. Поэтому я выступаю за то, чтобы ФМС укрепили как можно сильнее», - добавила эксперт.
Но есть и те, кто считает, что ФМС новые функции не требуются. Среди них - ведущий научный сотрудник Института демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Никита Мкртчян.
«Мне кажется, что полицейские функции должна исполнять полиция. Кроме того, конфликт в Пугачеве связан с российскими гражданами, а ФМС занимается в основном иностранными гражданами», - заметил он, добавив, что «контролировать внутреннюю миграцию предельно сложно, это практически невозможно, поскольку в Конституции у нас закреплена свобода передвижения и любой гражданин может находиться в любой точке страны 90 суток без какой-либо регистрации».
Мкртчян уверен, что «главный стабилизирующий фактор – нормальная работа полиции на местах».