Украина отказалась присоединиться к резолюции ООН по борьбе с героизацией нацизма. Это лишний раз подчеркивает то обстоятельство, что киевская власть основывается на крайне правом консенсусе, а современная украинская идеология насквозь ультранационалистична. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные Центром политического анализа.
В пятницу, 21 ноября, в Нью-Йорке на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по инициативе РФ была принята резолюция «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости».
Со ссылкой на приговор Нюрнбергского трибунала в резолюции выражается глубокая озабоченность прославлением нацистского движения и бывших членов организации «Ваффен-СС», в том числе путем сооружения памятников и мемориалов, а также проведения публичных демонстраций в целях прославления нацистского прошлого, нацистского движения и неонацизма.
В МИД РФ выразили сожаление, что против резолюции о борьбе с героизацией нацизма проголосовали США, Канада и Украина, а делегации стран-членов ЕС при голосовании воздержались.
«Особенно удручает и настораживает позиция Украины. Трудно понять, как страна, народ которой сполна испытал на себе ужасы нацизма и внес весомый вклад в общую Победу над ним, может голосовать против документа, осуждающего его героизацию», — говорится в комментарии российского дипведомства.
Старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Олег Неменский полагает, что данную резолюцию Россия подала против Украины.
«Против действующих там бандформирований, называемых „добровольческими батальонами“, которые имеют де-факто легальный, а де-юре не совсем легальный статус. Они являются партнерами действующей власти. Ссориться власти с крайне правыми силами, на которые она опирается в своих действиях на востоке, нет никакого резона», — констатирует он.
К тому же позиция США, которые не поддержали резолюцию, и ЕС, который воздержался, дали Украине основания поступить также.
«Украинский национализм очень близок и к нацизму, и к фашизму. Этот факт трудно игнорировать. Формально украинский национализм не был осужден, но базируется на идеях европейской крайне правой конца XIX-первой половины XX века. Поэтому с точки зрения украинского национализма осуждение нацизма является нежелательным, поскольку задевает по касательной и само украинство», — говорит эксперт.
По словам Неменского, среди партнеров ныне действующей украинской власти есть открыто нацистские организации, которые к тому же представляют немалую военную силу.
«Нацизм является одной из составляющих украинской политической жизни. С нацистами открыто сотрудничают власти. Отсюда проистекает то обстоятельство, что ее отношение к нацизму и Второй мировой войне кардинально отличается от принятого в России», — говорит он.
Ростовский политолог Эдуард Попов отмечает, что вся идеология украинского государства и украинский миф основаны на героизации Бандеры, Шухевича и других деятелей украинского коллаборационизма. «Все нынешние герои Украины находились на связи со спецслужбами Третьего рейха и получали деньги от них. Бандеровцы и другие украинские националисты воевали только с партизанами, Армией Крайовы и мирным населением. На идеологии возвеличивании этих „героев“ и русофобии построено все здание украинской государственности, поскольку с начала 90-х монополию на идеологию взяли представители украинской эмиграции, которые после войны сбежали в США и Канаду, мечтая о реванше», — говорит он.
По мнению эксперта, с помощью культа ОУН-УПА украинские националисты завлекают необразованную молодежь в свои ряды для борьбы с Россией.
«За счет этой мобилизации они будут еще некоторое время создавать крепы для украинского нацистского государства. Но крепы эти слабеют с каждым днем. Как только произойдет разоблачение этого культа, разочарование молодежи в нем, Украина распадется автоматически. Выяснится, что Украина — это негативный проект и ничего созидательного в нем нет», — убежден он.
Попов отмечает, что киевские власти закономерно выступают против осуждения фашизма, поскольку в ином случае вынуждены были бы осудить сами себя.
Свое нежелание поддерживать инициативы по борьбе с нацизмом, украинская сторона нередко обосновывает необходимостью одновременного осуждение сталинизма.
«Для Украины это требование небезопасно, поскольку она фактически создана при Ленине и Сталине. Это своего рода провокация, которая исходит из того, что не будет поддержана. Если это требование учтут, то у самой Украины возникнут серьезные проблемы с советским прошлым, которое ее конституирует. „Соборная Украина“ имеет сталинское происхождение. Но такова идеология нынешней украинской власти. Она близка к крайне правым идеологиям и соответственно вынуждена публично проявлять враждебность к левым идеям и советскому прошлому», — говорит Неменский.
Попов отмечает, что если Украина ставит на одну доску гитлеризм и сталинизм, если она хочет отказаться от сталинского наследия, то ей следует отказаться от всех достижений сталинского времени, прежде всего, территорий. «Украина в нынешних границах возникла и развивалась только благодаря советским вождям. Украина это в большей степени проект украинских национал-большевиков и московских коммунистов, чем западноукраинских националистов. Все достижения последних сводятся к сотням тысяч замученных жертв. Но их достижениями Украина почему-то гордится», — заключает он.
Андрей Тихонов