Департамент транспорта Москвы готовит жителей столицы к очередному расширению зоны платной парковки. Как уточнил на заседании столичного правительства глава ведомства, вице-мэр Максим Ликсутов, речь идет о «точечном расширении» в местах скопления людей и машин в течение текущего года. Центру политического анализа не удалось найти сторонников этой идеи даже среди тех, кто ранее проект платных парковок поддерживал. Впрочем, возможные плюсы этой затеи все же называются: в борьбе за сотрудников и клиентов бизнес будет сильнее мотивирован выводить свои предприятия из центра города.
Пока ясного понимания о том, где именно появятся платные паркинги за пределами Садового кольца, у московских властей нет. Предполагается, что речь пойдет о территориях возле рынков, офисных и торговых центров. Ориентироваться в Департаменте транспорта обещают, в том числе, на жалобы местных жителей на загруженность того или иного участка дорожной сети.
Основанием для расширения проекта платных парковок стала улучшающаяся, судя по регулярным отчетам московских властей, дорожно-транспортная ситуация в местах, где платная парковка уже действует. В частности, недавно г-н Ликсутов рассказал, что в центре города загруженность дорожной сети упала на четверть, оборачиваемость каждого машиноместа выросла в 4 раза (авто в среднем стоят на платном парковочном месте не по 6 часов, а по 1,5 часа), средняя скорость движения в этом районе увеличилась на 6-9%.
Тем не менее, оценки экспертов по поводу расширения зоны платной парковки в пределы Третьего транспортного кольца колеблются от резко отрицательных до, в лучшем случае, осторожного скепсиса. В частности, директор Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Константин Трофименко, который ранее неоднократно выступал в поддержку проекта платных парковок, теперь убежден, что «за пределами Садового кольца думать о расширении платного парковочного пространства нужно очень осторожно».
«В конечном итоге именно Садовое кольцо является основным местом притяжения всех корреспонденций. А уже в пределах Третьего кольца очень много и жилых кварталов, уже иная городская структура. Да и, кроме того, нужно, чтобы люди немного хотя бы привыкли к самому принципу платных парковок, потому что у многих он вызывает возмущение», - говорит он.
По его мнению, такой шаг был бы разумным, если будет заметна тенденция к «миграции» предприятий мелкого и среднего бизнеса за пределы Садового кольца.
При этом Трофименко напоминает об опыте Лондона, где все предприятия, действующие в зоне платных парковок, обязаны оплачивать своим сотрудникам стоянку во время рабочего дня.
«Если предприятие работает в ноль, то ему становится крайне невыгодно иметь офис в центре. Даже если у нас такое законодательство принято не будет, в итоге это приведет к тому, что люди будут менее охотно соглашаться работать у работодателя, чей офис в зоне платной парковки. У некоторых клиенты не захотят туда приезжать. Так власть может простимулировать вывод офисов из наиболее загруженной зоны и перераспределить более гармонично рабочие места по территории всего города»
Говорит о неоправданности спешки с расширением зоны платной парковки и депутат Басманного муниципального района Москвы Евгений Будник, известный своей борьбой против этой инициативы мэрии с момента ее введения.
«Прежде чем распространять ее (зону платной парковки – ред.) далее, нужно сначала решить все проблемы в уже действующей зоне платной парковки. И их достаточно много: и тарификация не изменена, проблемы со шлагбаумами во дворах не решены»
Например, говорит Будник, в его Басманном районе, полностью входящем в зону платного паркинга, на улицах Мясницкая и Маросейка из-за локальных проблем с согласованием проекта с госучреждениями до сих пор стоянка бесплатна. Поэтому все, кто хочет оставить машину даром, «забивают две самые загруженные улицы в районе, паркуются там в 2-3 ряда», а близлежащие тихие переулки стоят полупустые, т.к. там паркинг стоит 80 рублей в час.
«В итоге, из-за того, что все стремятся повернуть на Маросейку, забивается и Лубянская площадь», - заключает депутат.
При этом он не считает, что введение платных паркингов между Садовым кольцом и ТТК даже исключительно возле крупных центров как-то повлияет на ситуацию с загруженностью дорог.
«Если, например, взять торговый центр на ТТК, в который я езжу. Там огромная подземная платная парковка, на которой все помещаются. От того, что около входа было бы сделано 10 платных парковочных мест, когда туда приезжают несколько тысяч машин – какой в этом смысл? Мне не понятно. Лучше бы платные парковки сделали перед Госдумой и Мэрией», - заключает Будник.
В свою очередь, координатор сообщества «Платные парковки в центре Москвы. Жители – против» Игорь Рябов полагает, что расширение зоны платной парковки превратилось в главное дело Максима Ликсутова на должности главы Департамента транспорта.
«Он идет вперед с палочкой, тыкает почву перед собой, не провалится ли. И расширяться он будет, пока его не остановит или история или начальство. Периодически он будет говорить, что проект больше расширяться не будет, но потом снова говорить обратное. Будут такие качели. Так он ведет диалог с обществом, которому он как бы приносит пользу», - рассуждает общественник.
При этом Рябов выразил сомнение в том, что расширение платного паркинга до ТТК будет способствовать перераспределению офисов и предприятий по территории Москвы.
«У нас бизнес, скорее, заставит приезжать сотрудников без машин, чем будет за кого-то что-то платить. Чего ему бунтовать против арендодателя? А люди по-страдают и приспособятся», - говорит Рябов.