В центре внимания осенней сессии ПАСЕ — Украина. Поминали в кулуарах и найденные недавно под Донецком захоронения убитых мирных жителей, указывая, что расследованием должно заниматься ОБСЕ. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин обратился к председателю ПАСЕ и лидерам политических групп Ассамблеи, а также выступил на парламентской конференции «Новые вызовы безопасности: роль парламентов». Однако эксперты не ждут от ПАСЕ какого-либо прорыва в урегулировании конфликта и расследовании убийств мирных жителей на Донбассе, считая организацию излишне ангажированной.
Парламентская ассамблея Совета Европы собралась на осеннюю сессию. Россия в работе сессии ПАСЕ не участвовала, но зато спикер Госдумы Сергей Нарышкинвыступил в рамках парламентской конференции с докладом на тему на тему «Новые вызовы безопасности: роль парламентов» в Женеве. Ситуация на Украине — гражданская война, массовые жертвы среди мирного населения и гуманитарная катастрофа в Донецкой и Луганской областях — буквально заставляет Россию идти на контакты в любом формате, даже если слышать ее не хотят.
В том числе и об этом упомянул Сергей Нарышкин в своем обращении к председателю ПАСЕ и лидерам политических групп Ассамблеи. «Чтобы не допустить войн и конфликтов, мы, парламентарии, просто обязаны вести диалог друг с другом и без посредников обсуждать самые острые проблемы. Разве не для этого когда-то создавались Совет Европы и его Ассамблея? И потому я вновь настаиваю на аннулировании дискриминационных мер в отношении российской делегации в ПАСЕ. Эта крайне некрасивая история и так подорвала доверие к Ассамблее», — полагает спикер Госдумы.
Разумеется, был поднят вопрос и об обнаруженных ранее массовых захоронениях под Донецком. По словам Сергея Нарышкина, «киевские власти, совершившие уже множество преступных действий (вспомните хотя бы выгораживание палачей Одесской Хатыни или недавно обнаруженные массовые захоронения замученных и расстрелянных людей!) — не подвержены ни санкциям, ни даже словесному осуждению со стороны европейских политиков».
Европейцы, впрочем, реагируют довольно сдержанно. «Прежде чем комментировать известия об этих массовых захоронениях, нам нужна информация. Получая информацию из этого района, ты не знаешь, что правда, а что пропаганда. Так обстоит дело с обеих сторон конфликта. Нам требуются объективные сведения», — заявила в частности спикер Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Анн Брассер, отвечая на вопросы российских журналистов. «Поймите, если вы видите картинку в интернете, то не надо все бросать и немедленно ее комментировать, если вы не знаете, правда это или нет. Я не хочу быть частью этих манипуляций. Этим расследованием должна заниматься ОБСЕ», — добавила спикер.
При этом, по словам Брассер, мандата на то, чтобы послать делегацию ПАСЕ в район Донецка, у ПАСЕ нет. Да и бессмысленно это, по мнению спикера: «Следует избегать, того, что мы видели на Майдане — политического туризма, который, на самом деле, ничего не дает».
В ходе сессии в адрес России прозвучало довольно много, мягко говоря, критических высказываний. Особенно активно соревновались в жесткости формулировок делегаты из стран бывшего Советского Союза: Грузии, Литвы и, разумеется, из Украины. Однако звучали и конкретные предложения, отличные от неподтвержденных ничем конкретным обвинений в «агрессии». Так, член немецкой делегации предложила провести встречу между Россией и Украиной на базе Совета Европы для обсуждения ситуации с беженцами в регионе, а голландский парламентарий предложил ПАСЕ подготовить доклад по последствиям кризиса на Украине. Это, конечно, немного дает для непосредственного расследования трагедии на Украине.
Впрочем, даже такая аккуратная реакция — существенно больше, нежели предлагает, например, Вашингтон, выступающий за то, чтобы расследованием обстоятельств смерти захороненных под Донецком занимался официальный Киев. Накануне на брифинге представитель Госдепартамента Джен Псаки заявляла, что «наблюдатели ОБСЕ в конце сентября были оповещены о местах этих захоронений, но это расследование должно идти под руководством украинского правительства». Киев активно настаивает, что и сам способен провести такое расследование. В ПАСЕ ОБСЕ, похоже, все-таки не доверяют Киеву до такой степени.
Эксперты, опрошенные Центром политического анализа, выразили сомнение, что ОБСЕ и ПАСЕ способны сыграть в украинском процессе мирного урегулирования и расследовании преступлений позитивную роль.
«Поскольку европейские институты действуют по принципу „тут вижу, а тут не вижу“, можно говорить о том, что их инструментарий крайне однообразен и направлен, прежде всего, против России», — считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
По словам политолога, «институты Евросоюза объективно влияют на ситуацию в украинском конфликте отнюдь не миротворческим образом, скорее наоборот».
«Создавая напряжение вокруг России, они никаким образом не способствуют мирному решению украинского конфликта и расследованию, в частности, обстоятельств гибели жителей на Донбассе», — резюмирует Мухин.
«Следует различать две вещи: с одной стороны, это разрешение внутриукраинского конфликта, а точнее гражданской войны, с другой — роль международных организаций в расследовании массовых убийств», — говорит политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
«По первому вопросу: никакая международная организация, никакая внешняя сила, будь то США или Россия, не способна покончить с гражданской войной на Украине, действуя извне. Ключ от гражданской войны лежит в Киеве, и конфликт не будет разрешен без отказа Киева от курса на модель унитарного и фактически моноэтничного государства, который Киев стремится провести во что бы то ни стало», — полагает Зудин.
«Что касается участия в расследовании массовых убийств мирных жителей, вскрывшихся под Донецком, то тут международные организации, безусловно, могут быть одной из сторон, участником расследования», — продолжает политолог.
Но есть, по мысли Зудина, одно «но»: «На объективность ПАСЕ ни в коем случае нельзя рассчитывать. ОБСЕ уже проявила себя в качестве участника-наблюдателя за проведением в жизнь Минских соглашений (а точнее мирного плана Владимира Путина). Однако ту нишу беспристрастного расследования, несмотря на все сдвиги, ОБСЕ занять полностью не может, поскольку силен антироссийский тренд», — уверен эксперт.
Михаил Захаров