Недавно появившаяся на стенах шести столиц стран Европейского союза серия граффити, посвященных Владимиру Путину, стала благодарностью российскому президенту за разрешение сирийского конфликта. Между тем, эксперты, опрошенные Центром политического анализа, задумались над тем, почему политика стала снова модной в контркультуре, и есть ли на Западе настоящие фанаты Путина.
Напомним, накануне шестьдесят первого дня рождения Владимира Путина в Берлине, Амстердаме, Париже, Барселоне, Мадриде и Лондоне появились граффити с изображением главы российского государства. Акция получила название «Миротворец» и стала реакцией на участие Путина в урегулировании сирийского конфликта.
Появление граффити с главой российского государства поставило массу вопросов. Был ли это заказ из Москвы? Почему и кто рисует Путина? Как политика влияет на контркультуру?
«Визуализация образа политика, какие бы формы она не принимала в искусстве или контркультуре, - это своеобразный маркер его успешности, - считает дизайнер, художник Ростислав Неструев (rost183). - Образ этот может быть как положительным, так и отрицательным, но факт остается фактом: если он появился на условном «заборе», значит, смог чем-то зацепить художника».
Неструев констатирует, что это общемировая тенденция. «Здесь можно привести массу примеров, когда образы политиков уходили «на улицу», - уточнил эксперт. - Скажем, знаменитый поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера – это уже классика уличного политического арта. Изображение Эрнесто Че Гевары на Площади революции в Гаване – из этой же серии».
«Образ в политике - вообще вещь очень сильная, поскольку вызывает эмоции, - полагает Неструев. - Такими методами (например граффити или трафарет) пользуются баски в Бильбао. Сторонники и члены организации ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna - «Страна басков и свобода») борются за независимость Страны басков от Испании и Франции с 1959 года, в том числе, и с помощью граффити. Политические граффити широко представлены и в Северной Ирландии, на них и «жертвы», и «палачи», и «солдаты» из Шинн Фейн (организация Sinn Féin - «Мы сами»), которые ведут борьбу против королевской власти. Шепард Фэйри - один из представителей стрит-арта, часто использующий портреты политиков и исторических личностей для своих работ, имеющих, несомненно, глубокий политический и социальный смысл (вспомнить хотя бы серию его работ во время первой предвыборной кампании Барака Обамы). Работы Бэнкси – вообще тема отдельного и очень долгого разговора».
«В категорию тех, кого рисуют, не попадают слабые, - подчеркнул эксперт. - Вспомните недавнюю смерть Маргарет Тэтчер. Это событие заставило выйти на улицы ветеранов протестов 80-х. И бастовали они, в том числе, против установки памятника первой женщине-премьеру на Трафальгарской площади, то есть, по сути, против визуализации ее образа».
«И если пример с Тэтчер – со знаком «минус», то история с появлением изображений Путина на улицах европейских городов – скорее со знаком «плюс». Сирийский вопрос сделал свое дело. Путин сумел предотвратить войну и ему сказали «спасибо» вот в такой форме»
Еще в 2009 году в интервью журналу «Rolling Stone» внук знаменитого художника Кандинского, Антон Кандинский, живущий в Нью-Йорке, говорил о том, что «сейчас нужно Путина рисовать, это самым модным трендом скоро будет». С тем, что «Путин – это модно», соглашается и российский художник Алексей Куделин, больше известный как Вася Ложкин. Работы Куделина – остросоциальны, он в лубочном стиле рисует российскую действительность и часто очень нелицеприятно. Куделин уточнил, что «видел пару картинок из этой серии о Путине».
«Политика, на мой взгляд, особенно для уличного искусства, имеет огромное значение. Политика – штука модная, она всегда была модной и сейчас тоже. И в нашей стране и за границей. Конечно, молодые художники, а на улицах рисуют в основном молодежь, политикой интересуются и рисуют то, что их затрагивает, то, что модно. Вот модно «Пусси Райот», они и рисуют «Пусси Райот». Моден Путин – они рисуют Путина. И Путин, безусловно, модный. Он очень модный. Кто у нас еще модный, Стас Михайлов что ли? Конечно, нет. И даже те, кто ненавидят Путина, те, кто хочет, чтобы они ушел, они все равно постоянно о нем говорят. Он занимает часть их сознания».
Впрочем, появление европейских граффити с Путиным натолкнуло некоторых скептиков на мысль, что это был российский заказ. С таким утверждением не согласен историк, президент издательского дома «Регнум» Модест Колеров. В недавнем прошлом Колеров был руководитель управления президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами. Именно это ведомство отвечало за образ нашей страны за рубежом.
«Технически разместить рисунки на стенах европейских городов «по заказу» возможно, - заявил Колеров. - Я знаю, как это делается. Но я не уверен, что у современной России есть эффективная сеть, для того, чтобы это сделать в европейских городах».
Колеров объяснил, почему это сделать по заказу практически невозможно. «Технология стала гораздо проще, - уверен он. - Может быть, в этом случае был кем-то сформирован конкретный заказ. Такой флешмоб из одного центра может родиться. Но обеспечить его без утечки сразу в шести городах, а это принципиально важно, технически невозможно. Полагаю, что такого рода задача благородна, правильна и отвечает общественным настроениям. Но в интересах России, чтобы никто даже ложно не повесил ответственность за эту инициативу на Москву. А если существует риск даже ложного обвинения, давать к этому основание было бы большим риском. Исполнение подобных заказов в сети из шести городов дает риск утечки».
В свою очередь, глава Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов считает, что если рассматривать уличное европейское творчество с Путиным как проявление личных эмоций художников, то можно говорить о появлении фанатов российского президента на Западе.
«В то, что за рубежом могут быть фанаты Путина, я вполне верю, поскольку российский президент – человек ярко окрашенный, обладающий очень выраженной индивидуальностью, определенным стилем и имеющий символический образ»
Вместе с тем, по словам эксперта, «это все не обязательно означает, что образ восприятия Путина за рубежом исключительно позитивен». «Там гораздо более распространено не воспевание, а демонизация Путина, приписывание ему возможностей и талантов, которыми он, в общем-то, не обладает. Его уже воспринимают как «Путина, великого и ужасного»», - полагает Лукьянов.
«Кто-то, безусловно, может быть его поклонником по разным причинам, - считает Лукьянов. - Например, представители левых европейских движений и движений в третьем мире, ожидают, что Россия станет альтернативой США в том системном смысле, как когда-то был Советский Союз. Это безосновательное ожидание, но, что называется, сердцу не прикажешь. Просто многим очень хочется, чтобы в мире существовала альтернатива американской гегемонии, и Путин, безусловно, как главный российский бренд эту альтернативу олицетворяет».
«Насколько эффективно работают подобные нетривиальные методы, конечно, нужно смотреть и анализировать по прошествии определенного времени», - считает журналист Максим Кононенко, делавший в свое время в Интернете серию комиксов «Человек-Грызлов».
«Путин – человек со сложной репутацией, - уточнил Кононенко. - С одной стороны, он, конечно, миротворец и об этом написано на стенах. С другой стороны, за границей есть газеты, в которых написано про ужасы мордовских лагерей и томящихся в мурманском СИЗО активистов «Гринпис». Поэтому, конечно, граффити – это прекрасно и мне это очень нравится, но хорошо бы к этому еще присовокупить, чтобы не писали западные издания про ужасы мордовских лагерей».