29 апреля, понедельник

Слабых политиков не рисуют

10 сентября 2013 / 18:29
дизайнер, художник

Путин сумел предотвратить войну и ему сказали «спасибо» в форме граффити.

Визуализация образа политика, какие бы формы она ни принимала в искусстве или контркультуре, - это своеобразный маркер его успешности. Образ этот может быть как положительным, так и отрицательным, но факт остается фактом: если он появился на условном «заборе», значит, смог чем-то зацепить художника.

Собственно говоря, это общемировая тенденция. Здесь можно привести массу примеров, когда образы политиков уходили «на улицу». Скажем, знаменитый поцелуй Леонида Брежнева и Эриха Хонеккера – это уже классика уличного политического арта. Изображение Эрнесто Че Гевары на Площади революции в Гаване – из этой же серии. Реальные герои этих изображений с течением времени приобрели новый смысл, стали большим, нежели когда-то существовавший политический персонаж.

Образ в политике - вообще вещь очень сильная, поскольку вызывает эмоции. Такими методами (например, граффити или трафарет) пользуются баски в Бильбао. Сторонники и члены организации ЭТА (Euskadi Ta Askatasuna - «Страна басков и свобода») борются за независимость Страны басков от Испании и Франции с 1959 года, в том числе, и с помощью граффити.

Политические граффити широко представлены и в Северной Ирландии, на них и «жертвы», и «палачи», и «солдаты» из Шинн Фейн (организация Sinn Féin - «Мы сами»), которые ведут борьбу против королевской власти. Шепард Фэйри - один из представителей стрит-арта, часто использующий портреты политиков и исторических личностей для своих работ, имеющих, несомненно, глубокий политический и социальный смысл (вспомнить хотя бы серию его работ во время первой предвыборной кампании Барака Обамы). Работы Бэнкси – вообще тема отдельного и очень долгого разговора.

В категорию тех, кого рисуют, не попадают слабые. Вспомните недавнюю смерть Маргарет Тэтчер. Это событие заставило выйти на улицы ветеранов протестов 80-х. И бастовали они, в том числе, против установки памятника первой женщине-премьеру на Трафальгарской площади, то есть, по сути, против визуализации ее образа.

И если пример с Тэтчер – со знаком «минус», то история с появлением изображений Путина на улицах европейских городов – скорее со знаком «плюс». Сирийский вопрос сделал свое дело. Путин сумел предотвратить войну и ему сказали «спасибо» вот в такой форме.
 

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика