«Новой Москве» исполнился год, но оценивать реализацию этого проекта пока рано. Эксперты единодушны в том, что новые территории таят в себе как новый потенциал развития московской агломерации, так и связанные с этим опасности
«Новой Москве» исполнился год, но оценивать реализацию этого проекта пока рано. Эксперты единодушны в том, что новые территории таят в себе как новый потенциал развития московской агломерации, так и связанные с этим опасности.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ-ВШЭ Михаил Блинкин полагает, что процесс расширения Москвы протекает естественным образом.
«Существуют объективные процессы агломерационного развития огромного города и разовые решения, которые передвигают административные границы. Первое происходит совершенно объективным образом, сообразно тому, как люди ездят на работу, делают бизнес и т.д.», - сообщил он ТАСС-Аналитика.
По словам эксперта, даже техническое задание конкурса на развитие «новой Москвы» не обязывало проектировщиков рассматривать только присоединяемые территории, речь шла обо всей московской агломерации.
Руководитель АЦ «Московский регион» Алексей Чадаев также считает, что границы реальной Москвы и «новой» не совпадают.
«Пятно реальной Москвы – это все, что находится в пределах полуторачасовой транспортной доступности от центра. Грубо говоря, пояс до 10 км от МКАД. Реальная Москва шире, чем город Москва, но уже чем Московская область. К Москве можно отнести те места, где более 30% населения работают внутри МКАДа, где плотность населения сравнима с московской и общественный транспорт завязан на московские схемы движения», - рассказал он нашему сайту.
Чадаев назвал парадоксальной ситуацию, когда деревни на границе с Калужской областью стали Москвой, а Химки, Реутов и Балашиха юридически ею не являются.
«По факту есть две Москвы – собянинская и воробьевская. И два Подмосковья – собянинское и воробьевское»
Одной из причин расширения Москвы далеко на юго-запад и юг от МКАД называлось желание властей перенести из центра столицы Госдуму, а также ряд министерств и ведомств.
Депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов полагает, что федеральные органы власти должны в кратчайшие сроки определиться, будут они переезжать или нет, а не затягивать решение этого вопроса на десятилетие. «Если будут переселяться – значит будем работать под них. Не будут – значит нам будет в чем-то сложнее, а в чем-то проще. Мы готовы к обоим вариантам», - признался он в интервью Центру политического анализа.
Блинкин полагает, что переезд в «новую Москву» федеральных органов уже не состоится и рисует перспективу планомерного освоения присоединяемых территорий.
«Никаких форсированных проектов не будет. Идет застройка, идет развитие территорий. Есть вещи, которые идут удачно, есть которые идут совсем неудачно. Например, планы развития железнодорожного узла представляются вполне реальными, практичными и реализуются нормальными темпами. Сложный долгий процесс. Ничего революционного вроде переезда федеральных органов не предвидится, значит процесс пойдет естественным порядком»
Есть некоторые позитивные, хотя и непредвиденные, изменения, произошедшие в связи с формальным увеличением размеров мегаполиса.
Алексей Чадаев обращает внимание на то, что с расширением столицы в ней прекратилась градостроительная вакханалия.
«Ситуация со строительством при Собянине выправилась. Ему удалось выпихнуть наш горе-девелопмент из Москвы на периферию. Для старой Москвы острота проблемы, к счастью, спала», - констатирует он.
Все эксперты единодушны в том, что говорить о каких-то конкретных результатах реализации проекта «новой Москвы» пока преждевременно.
«За один год невозможно реализовать весь потенциал новых территорий. Программы перспективного развития Москвы рассчитаны на пять-десять лет вперед. Поэтому итоги будет иметь смысл обсуждать лет через пять и тогда говорить о конкретных результатах и конкретных проблемах», - сообщил ЦПА депутат Мосгордумы Кирилл Щитов.