Немецкий канцлер Ангела Меркель в очередной раз пошла на конфронтацию с Россией. В этот раз Меркель вынудила отменить российско-германский форум «Петербургский диалог», а вдобавок хочет добавить в число его участников критиков России. Позиция странная — сейчас, как кажется, любая переговорная площадка хороша. Эксперты видят за таким решением желание дополнительно надавить на Россию.
Россия и Германия в своих отношениях сегодня переживают, пожалуй, самый сложный период после падения Берлинской стены. Германия в лице ее канцлера Ангелы Меркель сделала, как кажется, уже все, чтобы обострить отношения двух стран. Так, накануне стало известно, что Ангела Меркель полагает неправильным формат российско-германского по сути форума «Петербургский диалог» и настаивает на его «реформировании».
Как сообщило интернет-издание «Шпигель», настаивает канцлер на большей независимости его работы от неправительственной организации Германо-Российский форум. Не нравится Меркель то, что среди организаторов форума и участников слишком мало критиков Москвы. И она хочет список этих критиков существенно расширить. Это, по данным «Шпигель», может означать, что «дни Лотара де Мезьера как руководителя Координационного комитета форума с германской стороны могут быть сочтены», поскольку он «считается в ведомстве федерального канцлера чересчур лояльным по отношению к России».
Форум «Петербургский диалог» проходит с 2001 года, он был создан по инициативе президента Владимира Путина и бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера с целью наладить долгосрочный открытый обмен мнениями между политиками, деятелями науки и культуры, представителями деловых кругов, гражданского общества двух стран.
Однако в этом году все карты смешал украинский конфликт и жесткая реакция на него со стороны лидеров западных стран, в том числе и немецких партнеров России. В октябре российско-германский форум перенесли на ноябрь. Как говорится в сообщении на сайте «Петербургского диалога» 23 октября, одним из мотивов переноса встречи тогда стала «убежденность в том, что нам необходимо сберечь жизнестойкий диалог гражданских обществ и его большую ценность». «Разного рода сигналы и публикации в преддверии Форума в Сочи выявили, что данный Форум в запланированное время привел бы не к улучшению наших отношений, а к обострению существующих конфликтов и стереотипов. По нашему твердому убеждению, настаивание на проведении Форума дискредитировало бы в глазах общественности посреднический потенциал наших встреч и повредило бы имиджу России в Германии», — сообщал тогда де Мезьер.
А на днях стало известно, что форум не состоится. Ведомство федерального канцлера обратилось с «настоятельной просьбой» отменить запланированное на следующую неделю заседание из-за «обострения политической ситуации». Лотар де Мезьер, комментируя данное решение, подчеркнул: «Эту просьбу мне пришлось удовлетворить, что я сделал неохотно».
Одновременно сопредседатель «Петербургского диалога» сообщил, что встреча немецкого и российского руководства форума в Мюнхене в начале декабря должна состояться, «даже если ведомство федерального канцлера захочет отменить и ее».
Таким образом, созданный ради достижения согласия формат по инициативе немецкой стороны заморожен. Решение странное, ведь дискуссионные площадки и требуются для нахождения компромисса и достижения понимания между государствами.
Стоит отметить, что граждане Германии отнюдь не столь однозначно враждебно настроены по отношению к России, как немецкие политики. Так, согласно недавнему опросу социологического института «Инфратест димап», представленному на канале ARD, почти 40 процентов немцев высказались за признание вхождения Крыма в состав России, против было немногим больше. Однако мнение граждан Германии волнует ее политиков, похоже, не так сильно как проявление солидарности с заокеанскими партнерами.
Эксперты полагают, что напряженность между Россией и Германией велика как никогда, а официальный Берлин идет в русле политики Соединенных Штатов, пытаясь продавить Россию.
«Реакция Меркель всецело определяется конфликтом России и Запада по украинской проблеме», — считает профессор МГИМО Валерий Соловей. По словам эксперта, «с точки зрения Запада, Петербургский форум мог трактоваться как форма согласия с позицией России и поддержка Путина».
«Подобную двусмысленность Меркель считает недопустимой в нынешней ситуации. В стратегическом плане российско-западные отношения ухудшаются, и отмена форума лишь одно из проявлений этой тенденции», — убежден Соловей.
«Россию всячески пытаются продавить, и в этом смысле Меркель играет своего рода роль двойного агента. С одной стороны, Германия на недавнем саммите в Австралии выступила единым фронтом с Соединенными Штатами и попыталась поставить Россию в позицию полной изоляции. С другой стороны, Меркель вроде бы отговорила европейских партнеров от немедленного ужесточения санкций против России, выступив в роли доброго следователя», — говорит директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин.
По словам эксперта, «расчет на то, что Россия будет болезненно реагировать на любой выпад. Особенно со стороны Германии, а не США или Великобритании — считается, что с ними и так все ясно, а вот в случае с Германией у Запада есть мнимое представление, что для России это более болезненно».
«Потому и отмена „Петербургского диалога“ — реальной серьезной площадки для переговоров России и европейских партнеров — представляется на Западе серьезным ударом и возможностью дополнительно надавить на Россию», — резюмирует Салин.
«Однозначного ответа о причинах отмены „Петербургского диалога“ нет, есть две основные версии, с учетом последней информации относительно того, как выстраивается позиция Германии», — говорит политолог, член экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин.
«Первая версия заключается в том, что Меркель испытывает давление двух разносторонних, разноплановых групп влияния. С одной стороны это сторонники позиции политического реализма. С другой — Соединенные Штаты, требующие от Германии и других своих европейских партнеров более жесткого отношения к России. Руководство Германии в этих условиях использует тактику доброго и злого полицейского. Злым полицейским выступает сама Меркель, добрым — глава немецкого МИДа, чьи заявления куда более реалистичны и мягки», — считает эксперт.
Вторая версия, по словам Зудина, заключается в том, что это не игра, а реальные противоречия в немецком руководстве между Меркель и министром иностранных дел.
«В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что одна из партий правящей коалиции недавно выступила с критикой главы МИДа на предмет того, соответствуют ли его заявления политическому курсу Германии», — рассуждает эксперт.
Михаил Захаров