5 мая, воскресенье

Кризис или стагнация?

18 октября 2013 / 02:46

Реагируя на новый виток бюджетного и долгового кризиса в США, замминистра экономического развития России Андрей Клепач вновь ухудшил прогноз экономических итогов 2013 года: продолжающаяся стагнация позволяет рассчитывать лишь на 1,5-1,6% роста ВВП. Тем не менее, в будущем правительство ожидает улучшения внешнеэкономической конъюнктуры и увеличение темпов роста инвестиций, что дает шанс на рост ВВП в 2014-2016 гг вплоть до 3,3% ежегодно. Эксперты списывают «чрезмерный оптимизм» Клепача на желание Минэкономразвития «поддержать моральный дух предпринимателей», однако отмечают позитивную динамику по ряду экономических направлений.

Напомним, прогноз МЭР по росту ВВП в 2013 году менялся уже неоднократно. С изначальных 3,6% он был понижен до 2,4%, затем до 1,8% и вот теперь до 1,5-Практически полное отсутствие признаков роста экономики сохранилось и в третьем квартале года, заявил Андрей Клепач 16 октября на заседании бюджетного комитета в Госдуме. «Но мы ориентировались на то, что в конце года все-таки будет некоторое оживление, в первую очередь инвестиционного спроса, а также платных услуг населению», - заявил он.

Одной из ключевых причин подобного скептицизма высокопоставленного правительственного аналитика является по-прежнему сохраняющаяся неопределенность по поводу перспектив американской экономики. «Полная кредитоспособность США по-прежнему не подвергается сомнению», - заявил 17 октября президент США Барак Обама явно для того, чтобы успокоить правительственных экономистов не только России, но и остальных промышленно развитых стран мира, которые рассчитывают прогнозы экономического развития собственных стран в зависимости от состояния американской экономики.

В 2014-2016 годах ситуация, по прогнозам Андрея Клепача, должна начать улучшаться кратно. В среднем экономика должна расти в два с лишним раза быстрее, чем в 2013 году – вплоть до 3,3% ежегодно. По словам замминистра, этому будет способствовать «улучшение внешней конъюнктуры» и приток инвестиций. Последнее возможно, если промышленные предприятия, воспользовавшись «замороженными» для них на 2014 год тарифами естественных монополий, смогут оптимизировать свое производство. Кроме того, стимулировать инвесторов призваны многочисленные госпрограммы.

Опрошенные Центром политического анализа экономисты скептически оценивают оптимизм Минэкономразвития.

В частности, руководитель исследований Фонда Российского общественно-политического центра Федор Шелов-Коведяев заявил, что ему «довольно странно слышать» такие прогнозы роста.

«Но тут нужно учитывать, что он (Клепач – ред.) находится при исполнении служебных обязанностей, в силу этого он должен излучать оптимизм. Если у нас все министры и председатель ЦБ хором будут говорить о негативном тренде, тогда все совсем будет плохо. Я бы предположил, что таким образом он хочет поддержать моральный дух наших предпринимателей и тех, кто работает в сфере экономики», - считает эксперт.

Что касается собственных оценок, то Шелов-Коведяев полагает, что «вокруг нас и внутри нас все достаточно тревожно». «Я не исключаю, что стагнация в нынешнем году будет зафиксирована не только в третьем, но и четвертом квартале. Пока мы балансируем на грани рецессии. Кризисные явления могут иметь свое продолжение», - говорит он.

Во-первых, не столь благоприятны внешние факторы, объясняет эксперт. Да - спрос на российские энергоносители может вырасти, но остаются нерешенными бюджетно-долговые проблемы США, они отложены лишь на несколько месяцев. Во-вторых, хотя «целый ряд инфраструктур рефлексирует довольно неплохо», но это лишь локальные элементы.

«Поэтому ждать, что сразу в два или даже в два с лишним раза вырастет показатель роста пока чрезмерно оптимистично» Эксперт: Шелов-Коведяев Федор Вадимович

Не стоит, по мнению  Шелова-Коведяева, ждать чуда и от «заморозки» тарифов. Такие краткосрочные меры, скорее всего, приведут к тому, что предприятия будут вкладывать «лишние» деньги не в развитие, а в накопления. Кроме того, торможение роста тарифов может аукнуться двойными темпами их роста в 2015 году. По крайней мере, гарантировать обратного никто не может.

В свою очередь, директор аналитического департамента группы компаний «Альпари» Александр Разуваев списывает провал планов по росту ВВП в 2013 году на негативный эффект от вступления России во Всемирную торговую организацию. «Плюс наша экономика, в том виде, каком она существует, находится на пределе. Низкая безработица, высокий процент загрузки основных фондов. Плюс у правительства были надежды, что снижение инфляции скажется на снижении процентных ставок (но пока не оправдалась – ред.)», - перечисляет он.

Рассуждая насчет реалистичности планов МЭР на 2014-2016 гг, Разуваев отмел возможность быстрого повышения эффективности труда, что могло бы оказать оживляющий эффект. «Наши люди должны работать, как немцы и японцы после Второй Мировой войны, но у нас такой мотивации нет: люди живут небедно и где-то даже зажиточно, у нас нет культа успеха, -  полагает он. - Если с  производительностью труда не все хорошо – остаются только инвестиции».

Качественный рывок благодаря внутреннему инвестированию возможен лишь за счет вложений трех конкурентных на мировом рынке российских отраслей: военно-промышленного комплекса, нефтегазового сектора или атомной энергетики. Но, т.к. каждая из них в той или иной мере контролируется государством, то нужна «воля государева», объясняет эксперт.

«Но все это не означает, что есть какая-то трагедия. Летом был опубликован рейтинг Мирового банка по паритету покупательской способности. Мы - первая экономика в Европе и пятая в мире. Это дорого стоит. Штаты и Китай больше, но так или иначе – это хороший результат» Эксперт: Разуваев Александр Юрьевич

О мотивации работников как двигателе роста экономики говорит и главный научный сотрудник Института экономики РАН, профессор РАНХиГС  Людмила Ржаницына.

«Недавно на конференции о будущем России об этом же спрашивали господина Блэра (Тони Блэр – экс-премьер-министр Великобритании – ред.), но только в чуть более общей форме: что России делать, чтобы быть успешной. Он сказал: хорошо платить за хороший труд. Пока мы будем заниматься тем, что экономически активное население не будет иметь никакого желания участвовать в этом рывке - ничего не будет», - убеждена экономист.

«Вся наша социально-ориентированная политика заключается в гарантии человеку  минимального размера оплаты труда. Но предприниматель не мобилизован на то, чтобы модернизировать производство. Зачем? Труд и так дешев. А не гражданин РФ будет его выполнять, так мигрант. Но дешевый труд никогда не был высокопроизводительным. Необходимо создать какою-то гигантскую заинтересованность людей, дать понять, что хорошая работа хорошо оплачивается. А предприниматели должны быть готовы хорошо платать за хороший труд», - считает Ржаницына.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
18 октября / 02:48
Предприниматель не мобилизован на то, чтобы модернизировать производство
Необходимо создать какую-то гигантскую заинтересованность людей, дать им понять, что хорошая работа хорошо оплачивается {Читайте далее}
Ржаницына Людмила Сергеевна, главный научный сотрудник Института экономики Российской Академии Наук, профессор РАНХиГС
18 октября / 02:51
Чтобы произошел прорыв – нужно время
Наши люди должны работать как немцы и японцы после Второй Мировой войны {Читайте далее}
Разуваев Александр Юрьевич, директор аналитического департамента группы компаний «Альпари»
18 октября / 02:54
Правительство хочет поддержать моральный дух наших предпринимателей
Если у нас все министры и председатель ЦБ хором будут говорить о негативном тренде, тогда все совсем будет плохо {Читайте далее}
Шелов-Коведяев Федор Вадимович, руководитель исследований Фонда РОПЦ