29 марта, пятница

Правительство хочет поддержать моральный дух наших предпринимателей

18 октября 2013 / 02:54
руководитель исследований Фонда РОПЦ

Если у нас все министры и председатель ЦБ хором будут говорить о негативном тренде, тогда все совсем будет плохо.

Как вы считаете, на чем основывается МЭР давая столь позитивный прогноз на 2014-2016 годы имея на руках весьма пессимистичную картину действительности?

Что касается внешних факторов, то Клепач, видимо, полагает, что будет расти спрос на наши энергоносители и что в мире ситуация экономическая будет улучшаться. Честно говоря, есть на счет того, что будет происходить с мировой экономикой прямо противоположное мнение. В США проблемы с госдолгом отложены всего на несколько месяцев, а они очень серьезно сказываются на самочувствии экономики вообще. Поэтому говорить, что в 2014 году все выправится, я бы пока не стал. Во всяком случае, есть другие варианты.

По поводу роста нашей экономики, то есть признаки того, что целый ряд инфраструктур рефлексирует довольно неплохо. Но они не являются фактором, который мог бы снизить все остальные риски. В перерабатывающей промышленности есть позитивные моменты, в легкой промышленности есть как негатив, так и позитив, в Карелии должны запустить два бумажно-целлюлозных комбината. Но это локальные элементы, поэтому ждать, что сразу в два или даже в два с лишним раза вырастет показатель роста, мне кажется, пока чрезмерно оптимистично.

Хотя Клепач довольно квалифицированный аналитик. Для меня довольно странно слышать из его уст такие вещи. Но тут нужно учитывать, что он находится при исполнении служебных обязанностей, в силу этого он должен излучать оптимизм. Если у нас все министры и председатель ЦБ хором будут говорить о негативном тренде, тогда все совсем будет плохо. Я бы предположил, что таким образом он хочет поддержать моральный дух наших предпринимателей и тех, кто работает в сфере экономики.

Мне представляется, что и вокруг нас и внутри нас все достаточно тревожно. Я не исключаю, что стагнация в нынешнем году будет зафиксирована не только в третьем, но и четвертом квартале. Пока мы балансируем на грани рецессии. Кризисные явления могут иметь свое продолжение.

Среди прочего, Клепач отметил «заморозка» тарифов для промышленных предприятий в 2014 году хоть и ударит изначально по инвестициям, но в перспективе даже будет способствовать их росту, т.к. предприятия в условиях «заморозки» будут оптимизировать их производство (за счет сэкономленных средств). Это правдоподобный сценарий?

Действительно «заморозка» тарифов естественных монополий для промышленных предприятий – это существенный фактор. Тем самым дается некоторая передышка нашей промышленности подкопить ресурсы и вложить их в производство, но что, видимо, и делается расчет. Но опыт наших агентов экономики показывает, что краткосрочные меры должного эффекта не дают. Агенты стараются эту передышку использовать, чтобы нарастить свои доходы и сохранить их, а не реинвестировать.

Кроме того, после «заморозки» в 2014 году рост тарифов в 2015 году должен быть кратным, потому что естественные монополии будут требовать компенсации своих недополученных доходов. Если бы кто-то смог гарантировать, что «заморозка» в 2014 году не скажется на темпах повышения тарифов через год, то это, наверное, как-то сказалось бы на ситуации. Но поскольку никто этого гарантировать не возьмется, то любой бизнес будет занят наращиванием подушки собственной безопасности.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

колонка