Администрация президента планирует заняться обучением муниципальной бюрократии управленческим навыкам в специально созданной для этого школе. Опрошенные Центром политического анализа (ЦПА) бывшие и действующие муниципальные чиновники идею Кремля скорее поддерживают: опыт и знания лишними не бывают. Эксперты соглашаются, что «превентивное обучение» лучше «тренировок на людях». А в оппозиции настаивают: компетенция мэров – сфера ответственности лишь избирателей
Задумались в Кремле о широкой системе обучения управленческих кадров после трехдневных июньских курсов для губернаторского состава, которые показались Администрации президента весьма успешными. Было решено эту практику продолжить и расширить. Для этого силами Российской академии народного хозяйства и государственной службы будет создана «Высшая школа административного управления», где будут получать управленческие знания не только главы регионов, но и мэры, региональный кадровый резерв и, по желанию, партийный актив.
Первые занятия для руководителей крупных городов могут пройти уже в октябре 2013 года. Потом обучение предложат партийным функционерам. Пока, по данным газеты «Известия», в таком формате готовы учиться единороссы, эсеры и актив ЛДПР.
К слову, у «Единой России» есть своя собственная партийная школа – «Гражданский университет». В его рамках известные политики и общественные деятели читают лекции. В частности, «уроки» уже провели лидер партии, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, спикер Госдумы Сергей Нарышкин, глава Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков и другие.
Коммунисты, у которых тоже есть своя система подготовки кадров, отправлять актив на обучение в организованную Кремлем школу управленцев пока не желают, ссылаясь на то, что их собственная партшкола лучше.
Тем не менее, опытные муниципальные управленцы приветствовали инициативу Администрации президента. Например, бывший мэр Ульяновска Сергей Ермаков, вспоминая свой первый год во главе города, говорит, что «тыкался как куренок», хотя имел за плечами опыт управления производством.
«Мэр должен учитывать все нужды и потребности людей. Это и школы, и детсады, и больницы, и ремонтная база, и дороги, и кровля. Все это концентрируется в руках одного человека – мэра города. У него много помощников, специалистов, но конечные решения за ним, правильно выстроенное стратегическое управление за ним и так далее. А, скажем, молодой мэр никогда ничем подобным не занимался и, конечно, допускает ошибки», - говорит он.
В целом поддерживает идею обучения и действующий глава Раменского района Московской области Владимир Демин. Впрочем, он ссылается на необходимость подробнее изучить, чему именно собираются обучать чиновников.
«Без лишней скромности скажу, что, например, я обладаю определенным опытом, но иногда, может быть, пополнение каких-то теоретических знаний, кругозора может быть полезным. Хуже от этого не будет», - заявил он ЦПА.
О своих молодых коллегах без опыта он отозвался с долей иронии: «У нас все готовы взяться и порулить, а только потом понимают, что не за тот руль взялись». Но добавляет, что «раз уж взялись, пусть учатся, приобретают опыт, не боги горшки-то обжигают».
Впрочем, не все придерживаются мнения, что Кремль должен заниматься обучением градоначальников. Например, по мнению экс-кандидата на пост мэра Астрахани Олега Шеина, определение компетенции мэра – это приоритет исключительно избирателей.
«В моем понимании наиболее эффективным методом являются нормальные выборы. Граждане где-то, может быть, ошибутся, где-то, как это случалось в 1990-е годы, их выбор будет обусловлен неоправданно высокими ожиданиями. Но все-таки народ сам лучше, чем какие-то партийные бонзы или какие-то более высокие руководители, разберется, кто достоин им управлять», - заявил он в комментарии ЦПА.
Эксперты же как раз наоборот, предостерегают от надежд исключительно на конкурентный отбор.
«Чтобы не было таких случаев, когда политик, участвуя в демократических выборах, побеждает, а потом только начинает «тренироваться на народе». «Превентивная подготовка», вне зависимости от политической ориентации, пойдет на пользу. Политик не должен приходить на выборный пост как дилетант-самоучка. Политик должен обладать определенной квалификацией и умением, в том числе, создавать управленческие команды», - говорит заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков.
В свою очередь, директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов предлагает не воспринимать предлагаемую систему обучение как лицензирование чиновников: способен - не способен. По его мнению, это, скорее, «практические курсы».
«Отдельные чиновники муниципального и регионального уровня уже освоили проектное управление, но немалое число управленцев по-прежнему мыслит по-старому, поэтому обучение – нужная вещь», - говорит он.
Считает полезным создание школы управленцев для уже действующих градоначальников и член Общественной платы РФ, директор Института политических исследований, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков. По словам эксперта, это вполне соответствует мировой практике. Однако политолог предостерегает от появления среди преподавателей людей, которые «на государственные деньги учили тому, что российский суверенитет должен быть органичен в пользу мировых олигархических структур».
Отметим, что тема подготовки кадров для государственного управления так или иначе обсуждается не впервые. Например, еще в конце «нулевых» создавались кадровые резервы Президента, Госдумы, губернаторов и прочих структур.