Пятый раунд переговоров вокруг газового конфликта между Газпромом и Украиной снова не привел к конкретным результатам. Эксперты Центра Политического Анализа о том, кто в действительности затягивает переговоры, а также о том что на самом деле является предметом торга.
Россия перенесла введение системы предоплаты за газ для Украины на 16 июня. Об этом заявил глава «Газпрома» Алексей Миллер по итогам встречи с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером в Брюсселе.
Украинская сторона в лице премьер-министра Арсения Яценюка негативно оценила предложенные в ходе переговоров условия. «Россия предложила нам скидку на $100 за тысячу кубометров за газ, но мы эти капканы знаем. Нам необходимы изменения в контракт», — отметил премьер в сегодняшнем интервью.
«РФ вновь перенесла срок предоплаты, а значит, и отключение поставок. Россия предложила нам снизить цену на газ. Но наша позиция была и остается в том, чтобы изменить контракт, а не согласиться с решением, которое примет правительство РФ по снижению цены на газ», — сказал Яценюк, добавив при этом, что российское правительство может затем и повысить цену.
«Мы остаемся на прежних позициях: переписываем контракт, устанавливаем рыночную цену. Мы заплатили именно по рыночной цене — $286. Мы готовы закрыть все долги по такой цене, другие предложения неприемлемы», — подчеркнул господин Яценюк.
«Я еще раз призываю Россию подписать соглашение, чтобы не доводить дело до суда», — добавил он.
В свою очередь президент Российской Федерации Владимир Путин негативно оценил несговорчивость украинской стороны. Сегодня на совещании с членами правительства глава государства отметил, что соседние с Украиной страны, в том числе Польша, получают газ по более высокой цене, «при таком же обеспечении этого ценового показателя, а именно — сокращения вывозной таможенной пошлины на газ».
По его словам, Киев, требуя снижения цены на газ в обмен на его оплату, сознательно заводит ситуацию в тупик.
Эксперты Центра Политического Анализа рассказали о том, почему переговоры столь затягиваются и чего добивается украинская сторона.
Сточки зрения экономиста Александра Разуваева, между Россией и Украиной идет нормальный деловой торг, и ситуацию не стоит драматизировать.
«Торг вокруг этого транзита идет ещё со времен Ющенко, причем тогда „Газпром“ мог в случае чего слегка „разбавить“ свой газ туркменским, который он выгодно перепродавал, и остаться со своими прибылями. Сейчас же мы имеем очень серьезную политическую напряженность, и „Газпром“ искренне считает, что торг возможен по крайней мере до того дня, когда Украина подпишет договор об экономической ассоциации с Е. С. Полагаю, что „Газпрому“ удастся выторговать для себя приемлемые условия, подразумевающие под собой цену на газ не ниже европейской», — полагает Разуваев.
Также эксперт полагает, что, несмотря на ужасное состояние украинской экономики и отрицательный прогноз ее развития, у Украины остался ещё один козырь в рукаве в виде возможной национализации сделанных в украинскую экономику инвестиций российских компаний. «Тот факт, что украинцы пока не поднимали этот вопрос, говорит о том, что они просто торгуются», — отмечает эксперт.
С точки зрения политического обозревателя Станислава Стремидловского, переговоры затягивает не столько «Газпром», сколько Украина и отчасти Евросоюз.
«Киев хочет подписать с Москвой пакетное соглашение. Это уже озвучил сегодня премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Пакетное соглашение подразумевает выход на решение множества вопросов, но каждая частность имеет свою степень решаемости. Если по выплате долга и цене на транзит можно договориться быстро, то вопрос фиксации цены и тем более реверса может затянуть переговоры очень надолго. Также в это время Киев перестраивает свою газовую систему, крупнейшая украинская компания „Нафтогаз“ в дальнейшем будет раздробляться, разбиваться на целую сеть юридических лиц, и необходимо понять, за что каждое из этих юридических лиц будет отвечать», — рассказал Стремидловский, также считающий, что Киев будет затягивать переговоры для связывания рук России, пока идет так называемая антитеррористическая операция в восточных регионах этой страны.
По мнению заместителя генерального директора Института Национальной Стратегии Александра Костина, главный вопрос переговоров — это не покупка газа Украиной, а транзит газа в Европу: «Продавая газ Украине, мы покупаем её лояльность и обязательство не воровать наш газ, идущий через её территорию в Европу. Этой истории уже много лет. Сейчас новая украинская власть использует газовый вопрос исключительно в политических целях. Нам буквально выкручивают руки, желая радикализировать конфликт между Россией и Европой, поскольку ключевой вопрос-именно поставка газа в Европу, а не продажа его Украине».
«Сейчас они будут затягивать переговоры как только можно, особенно в связи с ситуацией на Юго-Востоке. Киев попытается максимально затянуть ситуацию, чтобы у него было время максимально обескровить Донбасс. К слову, на месте Порошенко, я бы задумался насчет резкости сегодняшнего заявления Яценюка, поскольку за все резкие заявления премьер-министра в итоге будет нести ответственность президент Украины», — полагает Костин.
По его мнению, признание Россией Порошенко недоговороспособным политиком — это худшее, что может случиться с ним, как с президентом.