Российское правительство готовится к принятию ряда непопулярных мер по сокращению бюджетных расходов. Необходимость этого диктуют экономические реалии и неутешительный макроэкономический прогноз. Эксперты согласны, что затягивание поясов - вынужденный шаг. Однако оценки конкретных действий правительства сильно расходятся: от жестко критичных и даже пессимистичных, до вполне спокойных. В одном они сходятся: поводов для народных волнений правительство не даст, но ценой торможения развития страны.
Последние месяцы кабинет министров активно лоббирует принятие всевозможных мер, которые главной и единственной целью имеют сокращение расходов. На это, например, направлена нашумевшая реформа пенсионной системы. Она, во-первых, предполагает более гибкий подход к размеру пенсий – отчасти она будут зависеть от экономической ситуации в стране. Во-вторых, стимулирует людей выходить на пенсию позже. В-третьих, люди, которые так и не напишут заявление о сохранении накопительной части пенсии, отныне будут иметь лишь страховую часть, а это значит, что Пенсионный фонд получит больше «живых» средств на выплату пенсий нынешним пенсионерам. В общей сложности благодаря этому новая система в ближайшие годы позволит существенно снизить бюджетные трансферты в Пенсионный фонд России.
Принимаются и классические экономические меры. В ближайшие три года на 5% будут сокращены расходы всех ведомств, кроме Минобороны. На 2014 год заморозят зарплаты госслужащих, военных, судей и прокуроров. Они не будут индексироваться. Не исключается и поднятие пошлин на реализацию топлива в России, впрочем, пока это лишь предложение. Кроме того, в 2014 году будут заморожены тарифы естественных монополий, что приведет к экономии населения, но, прежде всего, промышленных предприятий.
Достаточно ярко отражает суть предпринимаемых мер проект правительственного бюджета на 2014-2016 годы. Он предполагает снижение к 2016 бюджетных расходов на социальное обеспечение с 28,9% в 2013 году до 26,7% в 2016 году. Сокращение расходов на ЖКХ, образование, здравоохранение, СМИ, культуру и кинематограф. Зато вырастут расходы на оборону, спорт и сектор «Национальная экономика». Отметим, что траты на оборону во многом окупаются, т.к. многие предприятия военно-промышленного комплекса, у которых закупаются, к примеру, новые вооружения, имеют государственное участие. Еще одним механизмом может стать увеличение с 25% до 35% дивидендов компаний с государственным участием. По сути, речь идет об увеличении отчислений таких предприятий в казну.
Отметим, что непопулярные меры по сокращению бюджета сейчас осуществляются по всему миру в рамках борьбы с затянувшимся экономическим кризисом. Однако в России их откладывали как можно дольше.
Как считает член Общественной палаты РФ, руководитель Московского отделения ОПОРЫ РОССИИ Александр Жарков, у правительства было два варианта, как сократить расходы.
«Либо увеличить курс (удешевить рубль по отношению к валюте – ред.). Потому что основное пополнение бюджетов идет от валютной выручки, от так называемых нефтедолларов. От продажи сырья: газа и нефти. Если мы изменим курс, то увеличим рублевую массу. Либо второй вариант – сократить расходы. На сегодняшний день это более правильный подход. Это подтверждают и мировые тенденции»
При этом эксперт не исключает, что та часть населения, которой реформы не понравятся, устремится в малый бизнес.
«Так было в 1990-е годы. Вообще это правильно, когда занятость населения растет. Государству стоит всячески поощрять эту ситуацию тем более в тяжелые времена кризиса. Это, мне кажется, самый простой и правильный вариант выхода из сложившейся ситуации»,- говорит Жарков. По его словам, самозанятому населению не нужна никакая помощь, ему главное не мешать и не менять правила игры.
Не видит оснований для беспокойства людей за свои доходы и директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Она считает, что ситуации середины 2000-х, когда монетизация льгот привела к массовым протестам, не повторится: «сейчас все будет сделано аккуратнее». Впрочем, для экономики страны не все так просто.
«Зарплату-то всем продолжат платить, только инвестиций не будет. Ни в транспорт, ни в дороги, ни в ЖКХ. Все уйдет в зарплату. Это называется проедание. Я бы насчет народных волнений не заморачивалась. Не думаю, что они будет. Да, недовольные найдутся, но волнения бывают, когда что-то резко меняется. Когда людям перестают индексировать зарплаты – это нельзя назвать резким изменением»
Наиболее сильные проблемы могут быть в регионах с низкими собственными доходами, потому что сейчас их финансирование из центра сокращается, а обязательства по повышению зарплат бюджетников сохраняются, объясняет Зубаревич. И кредиты таким регионам не помогут: уже существующие долги высоки и только продолжают расти.
Экономист считает, что лучшим решением было бы сократить военные расходы и траты на Чемпионат мира по футболу в 2018 году.
«Но я не понимаю, готова ли власть на такие экстраординарные шаги. Пока я вижу лишь то, как финансируется один регион страны – Краснодарский край. Почти четверть инвестиций из федерального бюджета попадает в один субъект Федерации – Краснодарский край (очевидно, в связи с подготовкой к приближающейся Олимпиаде – ред.)», - заключает Зубаревич.
О необходимости экстраординарных мер говорит и ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин. По его мнению, причины нынешних проблем, и как следствие необходимости жесткой экономии, в упущенном времени и неспособности, по его мнению, нынешней правительственной команды экономистов взять ситуацию под контроль.
«Мы тут с некоторыми коллегами обсуждали, могли бы мы собрать что-то от правительства, которое собирал Евгений Примаков, и которое пыталось предложить что-то вменяемее, чем нынешний экономический курс? Того правительства хватило ненадолго, но эффект от него продлился до 2005 года и был он очень даже ничего себе. Но мы пришли к выводу, что мы физически не найдем такую команду»
Тем не менее, как и другие эксперты, в возможные народные волнения в связи с происходящим эксперт не верит. По его мнению, в России отсутствует социальная групповая солидарность. Однако он не исключает, что после того, как «нам всем придется походить по пустыне», таковая в России зародится.
«Новая политика, которую мы увидим, будет в значительно большей мере политикой, чем мы привыкли», - полагает он.