19 апреля, пятница

Кампания Навального: анализ и оценки

09 апреля 2013 / 20:23

В социальных сетях и экспертной среде в последнее время можно услышать мнение, что одним из законодателей моды на новые политические технологии в избирательную кампанию 2013 года стал штаб претендента на пост мэра Москвы Алексея Навального. Опрошенные Центром политического анализа профессиональные политтехнологи отдают должное приемам команды оппозиционера, однако в оценках эффективности штабной работы многие сомневаются: не хватает опыта, стратегии и профессиональной команды. Без этого даже самые передовые приемы победного результата не дадут.

Напомним основные вехи избирательной кампании Алексея Навального, ставшие объектом пристального внимания политизированной общественности. Прежде всего, это способ сбора пожертвований – через электронные кошельки «Яндекс-денег». Основной бюджет команде обеспечили, как утверждают в штабе, простые граждане, которые жертвовали по несколько сотен рублей.

Во-вторых, нашумевшие «кубы» - по сути, обычные агитационные стенды, которые используют все кандидаты, но непривычной формы. Кроме того, их упрощенная конструкция позволяет активистам быстро собирать-разбирать «кубы» и оперативно организовывать пикет практически в любом месте. Кроме того, немаловажно, что агитационное пространство освобождено от свалки личных вещей и коробок с агитацией – все это хранится внутри «куба», не мешает прохожим и не портит кадр.

В-третьих,  сеть активистов-сторонников Навального. Через многочисленные интернет-сообщества за короткий промежуток времени в работу штаба было вовлечено множество людей, чей интерес к волонтерской работе поддерживается разнообразием предлагаемых видов деятельности. Начиная от привычной агитации с газетами, листовками и пр., и заканчивая раздачей агиток в метро, организацией «спонтанных» встреч с кандидатом, самостоятельным изготовлением роликов, текстов, пропагандистских газет и пр. За участие в работе активистам полагаются символические призы, например браслеты, цвета которых означают степень активности. Синий – много трудился, белый – поменьше и т.д. Это привносит в работу игровой, соревновательный элемент.

В-четвертых, уже упомянутые встречи кандидата с избирателями по районам. В США такая технология называется townhall meetings и обычно практикуется в небольших муниципалитетах на базе местных школ или спортсооружений. За полчаса до выступления Навального его активисты начинают собирать народ в каком-нибудь людном месте, расставляют стулья, сцену и другие атрибуты. По словам многих экспертов политконсалтинга, на Западе это отработанная годами технология. Особенно успешно она применяется в малых и средних городах. В России она применялась в 1990-е с подачи американских специалистов, однако в последние годы была забыта до тех пор, пока возобновить ее не решился арестованный ныне мэр Ярославля Евгений Урлашов.

В-пятых, это организация массовых опросов через сеть волонтеров. Обычно такие опросы проводят специализированные поллстеры. Однако штаб Навального предпочел сделать свою «соломенную социологию» за счет сети сторонников. При этом анкета была тщательно разработана, а волонтеры получили весьма жесткие инструкции. Работа, в итоге, была выполнена под контролем профессиональных социологов (есть версия, что помогала в этом штабу Навального компания «Комкон») и, как сообщают ЦПА информированные источники, в штабе Навального ею были весьма удовлетворены.

В-шестых, это эксплуатация сети активных сторонников, якобы не аффилированных с деятельностью штаба. Речь идет о так называемых "Братьях Навального", во взломанном при помощи "болгарки" штабе которых оказалось не только две тонны агитматериалов, но и несколько специалистов по «оранжевым» политтехнологиям.

Можно добавить и немного конспирологии. Были выдвинуты предположения, что в кампании Навального используются технологии кулуарных договоренностей с властью, которая готова подыграть ему ради усиления значимости победы своего кандидата. Такую версию, например, озвучил сегодня в интервью "Известиям" кандидат на пост мэра Москвы, эсер Николай Левичев. Он считает, что госструктуры, так или иначе вовлеченные в процесс выборов, намеренно спускают с рук Навальному нарушения в ходе кампании. Якобы власти заинтересованы в том, чтобы победить в максимально конкурентной борьбе и, при этом, заранее себе «назначили» Навального как «мальчика для битья».

В пользу этой гипотезы свидетельствует невероятная «везучесть» Навального. Например, для него не наступило никаких последствий, когда прокуратура обнаружила, что часть денег, поступивших на его избирательный счет, были перечислены с иностранных IP-адресов. Не исключено, что перечисляли их иностранцы, что по нашему закону запрещено. Не было последствий для Навального и после того, как в квартире «Братьев Навального» нашли огромные тиражи незаконной печатной агитации. Да и сам факт выхода Навального из-под стражи под подписку о невыезде до обжалования обвинительного приговора по уголовному делу «Кировлеса» - абсолютно беспрецедентный пример снисходительного отношения суда, фактически наградившего Навального возможностью продолжить свое участие в предвыборной гонке.

Схожую версию о помощи властей Навальному ранее высказывал и политолог Евгений Минченко. Он предположил, что подыгрывает Навальному одна из «башен» Кремля в рамках противостояния разных групп интересов.

Однако далеко не все признают новаторство и эффективность политических технологий, примененных на стороне Навального. В частности, гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов, считает, что «все это уже применялось и не раз на всевозможных выборах и с гораздо большей эффективностью».

«Даже большое число идеологически заряженных волонтеров уже было. Например, в конце 1980-х - начале 1990-х годов у [Бориса] Ельцина», - заявил эксперт, добавив, что все якобы новаторские заслуги Навального ему приписывают «ангажированные СМИ и эксперты».

Не видит «резких выпадов» в кампании Навального и политтехнолог Виталий Сергеев. По его мнению, «у него (Навального – ред.) так же, как и у думских партий, кампания направлена на своих избирателей, они работают теми методами, которые подходят его избирателю». Из-за этого электорат не расширяется.

Причиной недоработок Сергеев считает отказ штаба нанимать профессионалов. Вместо специалистов были привлечены «пиарщики из бизнеса и других структур», но для такой крупной кампании как в Москве их сил недостаточно, считает он.

Провести эффективно кампанию такого уровня как в Москве без привлечения профессионалов невозможно Эксперт: Сергеев Виталий Александрович

"Да, можно пытаться лечить без медиков. Можно ездить на грузовике без водителя. Но к чему такие вещи приводят, мы все знаем. К чему прибедняться?", - замечает он.

Впрочем, есть эксперты, которые заслуги команды Навального признают. В частности, председатель совета директоров Консалтинговой компании Bakster Group Дмитрий Гусев утверждает, что Навальный один из первых в России, кто почувствовал значимость мобилизационного ресурса социальных сетей и успешно освоил этот прием.

«То, что делает Навальный: заставляет своих сторонников в оффлайне печатать газеты, разносить их, давать ему деньги и пр. – это все американские технологии. У нас, кроме него, этими технологиями пользоваться никто пока не научился. А они в ближайшие годы будут доминирующими, будут, например, использоваться через три года на выборах депутатов Госдумы», - объясняет политтехнолог.

В то же время, он добавляет, что «одних [новых технологий] недостаточно, чтобы побеждать на выборах».

«Всеми остальными технологиями он (Навальный – ред.) владеет плохо. И его штаб не понимает смысла политтехнологии и смысла выборов. Если бы к этим американским технологиям приложить головы русских политтехнологов, я думаю, результат был бы на порядок выше» Эксперт: Гусев Дмитрий Геннадьевич

Однако с утверждением, что Навальный первопроходец в плане применения соцсетей не соглашается гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.

«Использование соцсетей - это не изобретение Навального или его штаба. Например, мы это делали еще в 2009-10 годах на президентских выборах в Украине. Другое дело, что большинство политтехнологов просто используют соцсети, а штабисты Навального делают из этого пиар для себя», - говорит он.

Единственное новаторство Навального, которое признал Смирнов, - это сбор денег через электронные платежные системы. Но и то - с натяжкой.

"Это, скорее, вынужденная мера, нежели осознанная новация. К тому же в «обычных» социальных проектах, например, в экологических или благотворительных этот способ фандрайзинга успешно применялся задолго до Навального" Эксперт: Смирнов Сергей Олегович

Политолог Вячеслав Данилов и вовсе считает сбор денег через «Яндекс-кошелек» исключением, одноразовой практикой, которая вряд ли окажется доступной другим кандидатам в ближайшие годы.

Из всех опрошенных ЦПА экспертов позитивнее остальных работу штаба Навального видит управляющий партнер НП «Политтехнологи России», электоральный юрист Олег Молчанов. Он считает, что она «очень нестандартна» и оценивает ее на «четверку».

«Способ пополнения счета - чисто американский. Именно так, через интернет собирают деньги кандидаты в губернаторы, мэры и т.д. в большинстве штатов. Спонтанные встречи-митинги у метро хороши отсутствием клакеров оппонентов и позволяют привлечь внимание тех, кто никогда специально на встречу бы не пошел. Такие встречи характерны именно для мировых мегаполисов. Вообще вся кампания сделана по западным лекалам. Этого раньше у нас не было и как все новое - привлекает внимание», - говорит Молчанов.

Кроме того, эксперт не согласен, что кампания Навального ведется непрофессионально. Глава его штаба Леонид Волков, например, «чистейший политтехнолог».

«Люди, которые работают на Навального, имеют большой опыт на различных выборах. Так что никто от опытных людей не отказывался. Стратег – вероятно, тот, кто имеет опыт западных выборов (со стороны так кажется)», - заключает он.

Итак, ошибки команды Навального расцениваются экспертами по-разному. Однако, если бы не более чем лояльное отношение власти к кандидату Навальному, эти ошибки неизбежно привели бы к снижению рейтинга кандидата, а то и вовсе к его снятию с выборов.

«С самого начала кампании мы наблюдали весьма лояльное отношение контролирующих структур к Навальному. Ему спустили с рук незаконный тираж агитации в квартире его «братьев», незаконные акции и массу других нарушений, за которые другого оппозиционного кандидата давно сняли бы с выборов. Среди таких поблажек для якобы главного оппозиционера Москвы - лишь бы выборы остались представительными - оказалось и пренебрежение к установленным фактам перевода денег на его избирательный счет с иностранных IP-адресов. Любого другого кандидата за такое нарушение сразу сняли бы», - объясняет ситуацию с кандидатом Навальным Вячеслав Данилов.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
9 апреля / 20:25
Навальному на этих выборах – все можно
С самого начала кампании мы наблюдали весьма лояльное отношение контролирующих структур к Навальному {Читайте далее}
Данилов Вячеслав Николаевич, заместитель главного редактора сайта Центр политического анализа
9 апреля / 20:28
Вся кампания Навального сделана по западным лекалам
Этого раньше у нас не было и как все новое - привлекает внимание {Читайте далее}
Молчанов Олег Анатольевич, электоральный юрист, политтехнолог
9 апреля / 20:30
Инструменты прошлых войн слабы
Навальный новые технологии освоил, но их недостаточно для победы на выборах {Читайте далее}
Гусев Дмитрий Геннадьевич, Член Российской ассоциации политических консультантов (РАПК)
9 апреля / 20:33
Из штаба Навального слышны непозволительные нападки на коллег-технологов
Провести эффективно кампанию такого уровня как в Москве без привлечения профессионалов невозможно {Читайте далее}
Сергеев Виталий Александрович, политтехнолог
9 апреля / 20:37
Ничего нового в работе предвыборного штаба Алексея Навального нет
Все это уже применялось и не раз на всевозможных выборах и с гораздо большей эффективностью {Читайте далее}
Смирнов Сергей Олегович, генеральный директор фонда «Прикладная политология»