8 мая, среда

Как нам реорганизовать ЕГЭ

28 мая 2013 / 22:11

Кампания по проведению ЕГЭ и ГИА традиционно стартовала со скандала вокруг ответов на задания, выложенных в сеть предприимчивыми школьниками Дальневосточного региона.

Кампания по проведению ЕГЭ и ГИА традиционно стартовала со скандала вокруг ответов на задания, выложенных в сеть предприимчивыми школьниками Дальневосточного региона.

Часть вариантов оказалась в сети еще до начала экзамена, что дало повод говорить об «утечке» из Рособрнадзора. Часть бланков с ответами сфотографировали и опубликовали те школьники, которые в силу разницы в часовых поясах сдавали ЕГЭ первыми. Социальная сеть «Вконтакте» заблокировала 72 группы, где выкладывались ответы к вариантам экзаменационных заданий. Председатель правительства Дмитрий Медведев предложил аннулировать результаты ЕГЭ нарушителей, выложивших ответы в сеть. Скандал в очередной раз актуализировал полемику между сторонниками и противниками Единого государственного экзамена.

Скандалы преследовали ЕГЭ задолго до того, как он стал обязательным. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что реформа системы аттестации затрагивала интересы чрезвычайно широкой социальной среды, объединяющей школьных учителей и вузовских работников, не говоря уже об абитуриентах и их родителях. Так, по утверждению декана Философского факультета НИУ ВШЭ Алексея Руткевича, коррупционная составляющая на переходе из школы в вуз составляла до 0,5 млрд долл.

Однако к новым стандартам экзамена на аттестат зрелости были и вполне объективные претензии. Контрольно-измерительные материалы не всегда удовлетворяли тем критериям оценки знаний и компетенций, которые традиционно занимают важное место в российской системе образования. Многие утверждали, что экзамен в форме теста подрывает «фундаментальный» характер образования. В первую очередь, подобная критика относилась к заданиям по русскому языку, обществознанию, истории, литературе. Даже сторонники ЕГЭ соглашались с тем, что тесты по гуманитарным дисциплинам оставляют желать лучшего. Вместе с тем, на поверхности лежит тот факт, что сама форма теста не является оптимальной для проверки навыков, ключевых для гуманитарных наук. Выполнение стандартных и обезличенных заданий во многом проигрывает таким традиционным форматам, как устный и письменный экзамен, в ходе которых оценивается владение языком, умение рассуждать и приводить нетривиальные аргументы. В то же время сторонники ЕГЭ всегда апеллировали к тому, что его задача не в том, чтобы дать отличникам проявить себя (для этого есть олимпиады), а в том, чтобы оценить наиболее базовые знания: отделить двоечников от троечников и троечников от хорошистов.

Однако главная идея ЕГЭ состояла в том, чтобы поставить в равные условия всех выпускников, вне зависимости от их места проживания, а также свести к минимуму коррупционную составляющую при переходе из школы в вуз. Если с первой задачей, государственный экзамен справился, то вторая, как представляется, так и не была решена. Об этом говорят ежегодные скандалы с публикацией в интернете ответов на экзаменационные задания, регулярно просачивающаяся в прессу информация о коррупционных действиях тех или иных комиссий, обнародование все более изощренных технологий списывания и зачастую абсолютно неправдоподобная статистика результатов, когда в некоторых из российских регионов неожиданно (или ожидаемо?) все выпускники поголовно оказываются абсолютно грамотными.

Кому-то кажется, что ЕГЭ уже полностью себя дискредитировал и единственный путь решения проблемы состоит в отмене экзамена.

«Ясно, что ни камеры слежения, ни глушилки сигналов проблемы не решат. Это как минимум очень дорого. К тому же, как известно, губернаторов у нас оценивают, в том числе, по успехам на ЕГЭ детей из их губерний. Зарплаты учителей также зависят от ЕГЭ. Так что все - по цепочке - заинтересованы в приличных результатах» Эксперт: Иванова-Гладильщикова Наталья

В то же время, несмотря на мощную оппозицию курсу Министерства образования со стороны части академического и школьного профессионального сообщества, политическим представительством которого занимается КПРФ, можно с уверенностью констатировать, что в ближайшее время ЕГЭ отменен не будет. Следовательно, в первую очередь стоит задуматься о совершенствовании существующей системы. Так, старший преподаватель Философского факультета МГУ Вячеслав Данилов полагает, что права на проведение ЕГЭ следует передать частному подрядчику. Механизмы конкуренции помогли бы улучшить организацию экзамена и в целом повысили бы качество этой своеобразной «услуги»: «Я не вижу особенных причин, по которым проведение ЕГЭ не могло бы быть предоставлено частной организации. Я более чем уверен, что государство от этого лишь выиграло бы – налогоплательщик бы сэкономил средства, качество услуги на конкурентном рынке повысилось, уровень коррупции упал».

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика

мнения
28 мая / 22:13
Улучшить что-то можно, лишь изменив эту систему
Нужно изменить КИМы, в первую очередь по гуманитарным дисциплинам {Читайте далее}
Иванова-Гладильщикова Наталья , журналист
28 мая / 22:14
Проведение ЕГЭ могло бы быть предоставлено частной организации
Я более чем уверен, что государство от этого лишь выиграло бы – налогоплательщик бы сэкономил средства, качество услуги на конкурентном рынке повысилось, уровень коррупции упал {Читайте далее}
Данилов Вячеслав Николаевич, заместитель главного редактора сайта Центр политического анализа
28 мая / 22:16
Проблемы ЕГЭ имеют простое техническое решение
Нет ничего сложного в том, чтобы во Владивостоке был один вариант, в Томске другой, на Урале третий, а Европе четвертый {Читайте далее}
Руткевич Алексей Михайлович, декан Философского факультета НИУ ВШЭ