Нет ничего сложного в том, чтобы во Владивостоке был один вариант, в Томске другой, на Урале третий, а Европе четвертый.
Усовершенствовать ЕГЭ очень просто. Вариантов могут быть десятки, потому что база данных – это примерно десять тысяч вопросов. Нет ничего сложного в том, чтобы во Владивостоке был один вариант, в Томске другой, на Урале третий, а Европе четвертый. В равной степени несложно поставить глушилки сотовых телефонов в местах проведения экзамена и вообще проводить его не в школах, а в отдельных центрах – все это простые технические решения. Вообще-то говоря, не так дорого они стоят. Были бы воля и желание, это давно можно было бы сделать.
Что касается идеи о передаче функции проведения ЕГЭ частному подрядчику, я знаю, как это организовано в ряде стран. В российских условиях это будет сложно. Но, в конце концов, эти функции может выполнять и государственная служба, которая в достаточной степени свободна от коррупции.
И самое главное, одно дело критика процедуры, другое – критика самого ЕГЭ, третье – вопрос коррупции.
В изрядно коррумпированной стране с коррупцией где бы то ни было бороться сложно. Если мы, очевидным образом, уменьшили коррупцию в вузовских комиссиях, то элементы коррупции перешли на уровень школ. В целом, она, на мой взгляд, сократилась, но то, что она присутствует – это несомненно.