Верховный суд признал законным запрет на ношение хиджаба в школах Ставропольского края. Это поставило жирную точку в споре о разграничении конфессионально-этнического и публичного пространства в российской политической культуре. «Школа – не место для мировоззренческих дискуссий и религиозных конфликтов» - так можно суммировать экспертные оценки и мнения наблюдателей.
Инцидент, случившийся в одной из школ Ставропольского края в октябре 2012 года, с одной стороны поставил вопрос о месте России в контексте актуальных европейских дискуссий о кризисе мультикультурализма, с другой – пролил свет на специфические проблемы региона, где развернулись нешуточные этнокультурные баталии.
С одной стороны, представители школьной администрации, запретившие ученице посещать занятия в традиционном мусульманском платке, вряд ли представляли себе, какие масштабы примет конфликт. С другой – тлеющие этно-конфессиональные конфликты между русским населением края и мусульманской общиной, испытывающей влияние северокавказских республик, могут провоцировать скандалы практически на пустом месте.
«Это напоминает воспетые Свифтом в «Гулливере» войны по поводу того, с какого конца разбивать яйца: с тупого или с острого – войны остроконечников и тупоконечников. Надо сказать, что Свифт намекал как раз на религиозные войны», - отмечает специалист в области этнополитических проблем Александр Юсуповский.
В определенный момент в дискуссию пришлось вступить даже президенту страны Владимиру Путину, который предложил урегулировать конфликт введением школьной формы. В самом деле, коль скоро любая попытка администрации школ регламентировать внешний вид учащихся воспринимается как покушение на свободу вероисповедания, здравым выходом из положения представляется введение единого дресс-кода. Краевая администрация приняла соответствующее решение, и хиджабы оказались запрещены наравне с любыми головными уборами, пирсингом и декольтированными платьями.
Многие эксперты позитивно оценили это решение. Так, известный религиовед Игорь Кантеров уверен, что школьная форма способна предотвратить конфликты не только на конфессиональной, но и на социальной почве.
«Не каждый школьник, особенно после 5 - 6 класса, когда начинается соревнование в одеяниях, способен купить в достаточной степени модную и современную одежду»
Тем временем религиозные мусульманские семьи продолжали отстаивать право своих детей на демонстрацию конфессиональной принадлежности. Даже потерпев поражение в Верховном суде, их адвокат намерен продолжать борьбу за отмену постановления краевого правительства.
Историк и телеведущий Николай Сванидзе обращает внимание на то, что в вопросе о допустимости религиозных символов в средней школе существует два диаметрально противоположных подхода. Один, его можно условно обозначить как «мультикультурализм», дает зеленый свет всем национальным и религиозным традициям, поощряя следование этнокультурным нормам, сложившимся в той или иной общине. Несмотря на закат мультикультурализма, объявленный Ангелой Меркель, одним из характерных примеров реализации политики мультикультурализма является Германия. Второй подход – он наиболее ярко проявляется во Франции и, например, в Швейцарии – очерчивает достаточно строгие границы этнокультурного и конфессионального самовыражения. Ограничение строительства минаретов, запрет на ношение паранджи – эти решения, хотя и вызвали жаркие дискуссии, в конечном счете, были поддержаны европейцами. Собственно, именно во Франции по закону строго запрещена любая религиозная атрибутика на территории средних государственных школ. Между тем, проблемы межэтнического и межконфессионального взаимодействия в равной степени остро стоят и в первых и во вторых странах:
«Что в данный момент хуже, разрешать или запрещать – одному Богу известно»
Однако вопрос состоит еще и в том, наблюдаем ли мы в действительности конфликт между государством и «конфессиональной группой», или ситуация имеет лишь поверхностное сходство с подобными кейсами? Напомним, что в своем выступлении по поводу конфликта в Ставрополе глава государства заметил, что укорененность хиджаба в традиции российских мусульман представляет собой дискуссионной вопрос. Примерно о том же говорил в свое время президент преимущественно мусульманского Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В Турции, Тунисе, Таджикистане и Азербайджане запрещено ношение хиджаба в государственных учреждениях. А вот в Саудовской Аравии хиджаб обязателен. Отсюда возникает закономерный вопрос о том, не камуфлируют ли ссылки на мнимую религиозную традицию откровенно одиозную политическую позицию?