5 мая, воскресенье

Школа – не место для демонстрации религиозных убеждений

07 ноября 2013 / 19:29
публицист, аналитик, этнополитолог, член Совета по национальной стратегии

У части наших верующих существует святая уверенность в том, что именно их нормы и ценности являются эталоном.

Следует различать вещи, имеющие реальное и символическое значение. Конечно, решение о запрете на ношение хиджабов - символическое. Но явочным порядком со стороны родителей девочек была сделана попытка подвергнуть сомнению правоприменение российского законодательства. Россия - светское государство, и государственные школы – не место для демонстрации своих религиозных убеждений. Если бы девочки ходили в частную, религиозную школу – никакой проблемы бы и не было. На навязывание явочным порядком своих стандартов поведения, одежды и т.д. последовала вполне резонная реакция. В идеале этому не надо было бы придавать политическое значение. Достаточно было, не доводя до верховного суда, просто договориться с этими родителями. Но, к сожалению, у части наших верующих, причем в данном случае я говорю не только о мусульманах, существует святая уверенность в том, что именно их нормы и ценности являются эталоном, и никто не имеет права подвергать их сомнению и вводить какие-то ограничения. Такая ментальность по определению является конфликтогенной, и либо мы эту ментальность введем в правовые рамки, либо такие конфликты будут идти повсеместно.

К сожалению, у многих религиозных конфессий и деноминаций такая черта менталитета присутствует. Конечно это принципиальный вопрос, хотя значение он имеет сугубо символическое. Это напоминает воспетые Свифтом в «Гулливере» войны из-за того, с какого конца разбивать яйца: с тупого или с острого – войны остроконечников и тупоконечников. Надо сказать, что Свифт намекал как раз на религиозные войны. Можно конечно иронизировать, вспоминая историю нашего раскола, случившегося из-за разногласий в вопросе, который для многих выеденного яйца не стоит, из-за каких-то теологических нюансов, креститься ли двумя или тремя перстами. Но для верующих это имело огромный смысл, и было связано с базовыми ценностями – люди шли на смерть, на самосожжение из-за таких конфликтов.

Вопрос состоит в том, хватит ли ума и такта найти какое-то компромиссное решение, пойти на взаимные уступки и т.д. и т.п. Не хотелось бы, чтобы это решение воспринималось как какое-то посягательство на религиозные права. Но у меня есть очень серьезные опасения, что кто-то собирается разъяснять, почему это решение конструктивно, почему оно является не ограничением, а не реализацией этического и правового принципа, позволяющего представителям мирных религий сосуществовать друг с другом и с атеистами, не наступая на мозоли друг другу.

Мне импонирует простая истина о свободе (к религиозной свободе это тоже относится), которую кто-то остроумно сформулировал так: «Моя свобода размахивать руками оканчивается ровно там, где начинается нос моего соседа». Одно дело как вы одеваетесь или не одеваетесь дома, другое дело - как вы одеваетесь или не одеваетесь в специально отведенных для этого местах: в мечети, в церкви и т.д. Проблема возникает тогда, когда вы начинаете агрессивно распространять эти нормы вокруг себя, навязывая их окружающим. Это относится и к православным активистам, которые недавно повесили какую-то гадость на стены естественно-исторического музея. Распространение норм, уместных на территории, специально для этого отведенной, на всех остальных, пожалуй, является главным конфликтогенным фактором, и хотелось бы, чтобы люди, принимавшие обсуждаемое решение, и политики, которые регулируют эти межконфессиональные отношения, это понимали.

В то же время очень важно объяснять свою позицию, вступать в диалог и т.д. Впрочем, как раз культуры диалога и компромиссов в религиозной, да и в других сферах, нам очень не хватает.

Есть хорошая народная мудрость «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Повторюсь, государственная, светская школа – это не место для демонстрации своей религиозной принадлежности, убежденности и т.д. и т.п. Для этого, в том числе введена и школьная форма. Введение школьной формы – это навязывание или это минимальные нормы общежития? Есть вещи поважнее собственной свободы и собственного права на самоутверждение и самодемонстрацию. Далеко не все формы поведения приемлемы для других социальных, этнических, религиозных групп. В поликонфессиональном и полиэтническом обществе это надо учитывать. Еще раз повторяю, девочки и их родители в своем праве дома, в мечети, на своей территории. Но в школе это недопустимо. Здесь как с ПДД, если ты не хочешь ДТП, соблюдай правила дорожного движения, а если твоему свободолюбивому духу хочется ездить на красный свет – тогда извиняй.

Материал подготовлен Центром политического анализа для сайта ТАСС-Аналитика