На «Первом канале» стартовал многосерийный фильм «Сын отца народов». В центре повествования – фигура Василия Сталина, одного из самых известных «мажоров» ХХ века. Эксперты уверены, что фильм удовлетворяет общественному запросу на образ Сталина. Оценку природы этого запроса определяет их политическая позиция.
Несмотря на то, что главным героем телевизионного фильма является сын Иосифа Сталина Василий, внимание зрителей привлекает в первую очередь фигура самого генералиссимуса. В контексте своих отношений с семьей и ближним окружением образ неоднозначного политического деятеля неизбежно очеловечивается, становится более близким и понятным. Отсутствие однозначной оценки роли Сталина в российской истории вызывает у критиков определенные вопросы к эфирной политике «Первого канала».
Насколько этично и политически правильно демонстрировать по федеральному телеканалу в прайм-тайм историю любви, дружбы, взросления молодого человека из советской партийной верхушки, разворачивающуюся на фоне массовых политических репрессий и прочих невеселых явлений сталинской эпохи?
Вопросы вызывает и сама попытка «усидеть на двух стульях»: снять семейную драму о Сталине, не давая однозначной оценки его политическому курсу или даже оценивая его по большей части негативно. Какие политические импликации содержит очередной продукт российской массовой культуры и какими художественными средствами авторы пытаются донести до зрителя свой идеологический месседж, рассуждают эксперты Центра политического анализа.
Алексей Исаев, лидер новой волны историков Великой Отечественной, рассказал корреспонденту Центра политического анализа, что у него сложилось крайне негативное впечатление о качестве сериалов «Первого канала», поэтому «Сына отца народов» он даже не пытался смотреть.
«Это трэш и угар», - считает Исаев.
Не лучшего мнения о продуктах «Первого канала» вообще и о «Сыне отца народов» в частности придерживается независимый кинокритик Алексей Юсев. По его мнению, фильм вполне соответствует среднему уровню российских сериалов, при этом сам этот «средний» уровень на самом деле «ниже среднего».
Юсев крайне негативно оценивает то политическое послание, которое несет сериал. Кинокритик видит в нем продолжение процесса обеления фигуры вождя, которым были отмечены культурные реалии последнего десятилетия. Сталин как художественный образ теряет всякую связь с реальным историческим персонажем, а создатели фильма скорее стремятся потакать мифам, распространенным в среде малообразованных граждан, чем давать внятную картину эпохи сталинизма.
«Эпизоды разговоров Сталина с приближенными, очевидно, основаны на распространенных байках. Ведь никто в действительности не знает, как разговаривал Сталин. Никто не вел стенограмму его бесед с ближним окружением»
Главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей уверен, что сериал выполняет важную работу по закреплению образа Сталина в национальной памяти. Дондурей подчеркивает, что популярность Сталина среди российского населения - это в первую очередь результат работы медиа, которые стараются сохранить интерес к этой фигуре с одной стороны, подогревая идейное противостояние и не давая окончательных оценок, а с другой, романтизируя и очеловечивая Сталина.
«С одной стороны есть множество передач, которые, как сериал «Сын отца народов», показывают, что Сталин добрый, нежный, заботливый, с другой стороны тут же рядом может пойти программа, где Млечин или Сванидзе будут рассказывать, какое это было чудовище»
По словам Дондурея, этот когнитивный диссонанс, невозможность поставить точку в дискуссии служит залогом сохранения интереса к Сталину у российского населения.
Писатель Николай Стариков оценивает природу народного интереса к «вождю народов» иначе. Он видит здесь не дьявольский инструментарий бойцов медийного фронта, а скорее инстинктивную тоску русского народа по тем временам, когда наша страна совершила военный, научный, промышленный прорыв. Покуда современная эпоха не дает достаточно поводов гордиться страной, сталинизм воспринимается как прекрасная эпоха. Тем не менее, Стариков также видит некую шизофреническую раздвоенность в том, что сериалы, показывающие Сталина с человеческой стороны идут по федеральным каналам в то время, как оценка этого политического деятеля в школьных учебниках скорее негативная.
«Стоит дать сначала объективную оценку в учебниках, а уж после этого заниматься съемкой художественных фильмов о Сталине», - полагает писатель.